Репетиционный вариант ЕГЭ 2025г.
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово(несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведенным ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки EГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира языка, принятого в определённом социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторванно от языка», в философской литературе было признано уже давно. Однако пристальный интерес к первоначально философскому, а позднее — лингвистическому понятию «языковая картина мира» в научной литературе появился во второй половине XX столетия. В отечественной науке это связано с работами Г.В.Колшанского, А.Н.Леонтьева, Ю.Н.Караулова и других исследователей. Г.В.Колшанский считает, что «картина мира, отображённая в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закреплённое и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой материальной формой является язык, который выполняет функцию объективации индивидуального человеческого сознания». Эту идею в лингвистическом аспекте развивает Ю. Н. Караулов: «В принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимости между ними отражается представление о внешнем мире, некоторая „картина мира“».
В лингвистике особое значение приобретает разграничение понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира: «Языковая картина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно
языковых средств».
Таким образом, языковая картина мира есть часть концептуального мира человека, преломляющегося через языковые формы.
1. Самостоятельно подберите производный предлог, которое должно стоять на месте пропуска во первом (1) абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: ___________________________.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кем-нибудь (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-нибудь (перен.: достичь взаимопонимания, согласия).
2) ИДЕЯ. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Передовые идеи.
3) КАРТИНА. Произведение живописи. Картины Репина.
4) СЧИТАТЬ. Производить расчёты. Считать деньги.
5) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Изогнутая форма.
Ответ: ___________________________.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Несмотря на то что автор делится результатами собственного анализа, проведённого в процессе изучения проблемы, текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к анализируемым явлениям.
2) В тексте отсутствуют термины, так как он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией.
3) В тексте отсутствует эмоционально-оценочная лексика, однако используются слова, с помощью которых автор характеризует предметы и явления, выражая рациональную оценку: пристальный (интерес), особое (значение). Отсутствуют художественные средства выразительности, а также разговорная лексика.
4) Тематика текста обусловила употребление канцеляризмов: лингвистический аспект, первоначально философскому, объективный мир и др.
5) Цель автора текста — сформулировать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении разграничения понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира, дать руководство к действию.
Ответ: ___________________________.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) аэропОрты 2) Отрочество 3) пОнявший 4) накренИт 5) нАчавший
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Все повести этого автора были ИРОНИЧНЫМИ, он как будто подтрунивал над своими героями.
Новый ИНФОРМАЦИОННЫЙ ресурс набирает популярность.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
Всё чаще говорят о том, что стала очень низкой и ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура даже среди именитых певцов.
Ответ: ___________________________.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В научной диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОВЕСЕЛЕЕ
ряд КРИТЕРИЕВ
не ПРОРОНЯЯ слов
ОБОИХ студентов
согласно ТАРИФУ
Ответ: ___________________________.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок. |
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 2) Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 3)Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки. |
Г) ошибка в построении сложного предложения | 4) В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 5) Все, кто пришёл на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды. |
| 6) Туристы направились к леснику, жившему возле небольшого лесного озера. |
| 7) Помню, как я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках. |
| 8) В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём — экономичнее. |
| 9) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. |
Ответ:
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) р..гламент, б..седа, б..нзин
2) скр..пите (листы), пост..лить, л..сник,
3) насл..ждение, пол..скать (бельё) м..рской
4) с..неет, п..ровать, зап..рать (на ключ)
5) ист..щение, б..тарея, соприк..саться
Ответ: __________________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) о..жать, на..треснутый, o..дача;
2) от..скать, пост..ндустриальный, об..ск;
3) и..колесить, ра..ценки, ра..следование;
4) пр..вратить, пр..града, пр..вратности;
5) неот..емлемый, обез..яна, в..елся.
Ответ: __________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) накапл..вать, улыбч..вый
2) податл..вый; нул..вой
3) се..вший, перекле..вать
4) обезвод..ла (река), потч..вать
5) выздоров..ть, смекал..стый
Ответ: __________________________.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскле..шь, колебл..шься
2) (кузнечики) стрекоч..т, (снега) припорош..т
3) рыщ..щие (волки), хлещ..щие (струи)
4) сдерж..нное обещание, замеш..нная глина
5) неприемл..мый, немину..мый
Ответ: __________________________.
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Митя делал всё очень быстро, но без особого старания — (НЕ)ДАРОМ все, кто сталкивался с ним по долгу службы, впредь отказывались с ним работать.
2) Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.
3) Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей.
4) Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
5) Внизу шумела речка, (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая.
Ответ: __________________________.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Машка (С)РАЗБЕГУ кидалась в чёрный, неприветливый, холодный от ключей пруд, проныривала его (НА)СКВОЗЬ.
2) (ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…
3) (ЗА)ТЕМ поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня.
4) (ПО)МОЕМУ, ничего с нашей затеей уехать на экскурсию не выйдет, (ЗА)ТО в такую погоду всю неделю будем плодотворно трудиться дома.
5) (В)ВИДУ приближающегося праздника всем хотелось узнать (НА)СЧЁТ сроков выплаты премии.
Ответ: __________________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на букве(2)о-звуковое письмо так и не были реализова(3)ы: обществе(4)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(5)ой в иероглифическом письме.
Ответ: __________________________.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.
3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
Ответ: __________________________.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После открытия второго и третьего спутников Плутона астрономы впервые выдвинули гипотезу, что вокруг этой удалённой от Земли планеты (1) может быть (2) тонкое пылевое кольцо. Оно (3) по мнению учёных (4) могло сформироваться из частиц, выброшенных на орбиту в результате столкновений этих спутников с астероидами.
Ответ: __________________________.
19. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.
Ответ: __________________________.
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
Ответ: __________________________.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест.
Ответ: ___________________________.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
A) Грубым дается радость. Нежным дается печаль. Б) Восхищаться уж я не умею и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души. В) Что не могли в словах сказать уста, Пусть пулями расскажут пистолеты. Г) О любви в словах не говорят, О любви мечтают лишь украдкой, Д) Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…(С. Есенин) | 1) многосоюзие 2) лексический повтор 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) олицетворение 8) анафора 9) эпитет |
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 23-27. |
(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение — это тоже работа, и в первую очередь — над собой. (5)Пусть незаметная, не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи, порой просто
не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.
(7)Для большей части взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы.
(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование — вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко.
(15)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности! (16)Люди, сделавшие себя сами. (17)Им веришь. (18)Сама история их жизни не позволяет усомниться в выводах и формулировках. (19)А ведь это очень важно — верить автору, что бы мы ни читали: научную литературу, роман или мемуары. (20)Знаменитое «Не верю!» Станиславского проникает сейчас во все жанры и виды искусства. (21)И если в кино динамика кадра и лихость сюжета могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши, то печатное слово сразу выталкивает на поверхность всякое враньё, всё, что написано ради красного словца, высосано из пальца. (22)Воистину написанное пером не вырубишь топором.
(23)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (24)Биографией, как тогда говорили. (25)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной, о пиаре тогда никто и не догадывался. (26)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, оживляли образ и увеличивали наши симпатии и степень доверия. (27)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (28)И многими другими, чьи тексты мы разбирали на цитаты, чьи высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.
(29)Что же является критерием настоящей литературы? (30)Для меня главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.
(По А. Н. Соболеву*)
* Андрей Николаевич Соболев — член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; журналист, поэт-песенник.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.
2) Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.
3) В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.
4) Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.
5) Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.
Ответ: ___________________________.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 1–3 представлено повествование.
2) В предложениях 4, 5 представлено описание.
3) Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.
4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) В предложениях 19–22 содержится рассуждение.
Ответ: __________________________.
25. Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.
Ответ: __________________________.
26. Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
Ответ:_______________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
Для ответа на задание 27 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. |
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какие книги можно назвать настоящими?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.