Просмотр содержимого документа
«Решение логарифмических неравенств»
Логарифмические неравенства (параграф 20)
- Рассмотрите примеры решения неравенств в параграфе 20.
Нам нужно научиться решать неравенства, подобные тем, которые рассмотрены в задачах 1, 2 и 3 параграфа 20.
Пример № 1. (перепишите обязательно, можно без словесных пояснений)
Решить неравенство
Представим число 1 в виде логарифма с тем же основанием, что и в выражении слева от знака = : Т.е. 1 = , перепишем неравенство: ; Основание логарифма 2, т.е. оно больше единицы, значит, функция возрастает. Вспоминаем теорему (см. стр. 100 учебника), по которой, т.к. основания логарифмов равны, мы можем перейти к сравнению подлогарифмических функций. А т.к. основание логарифма больше единицы, и функция поэтому возрастает, то знак неравенства ( ) остается тем же! Решим: / : (-4) - это решение неравенства | ОДЗ: (по определению логарифма, подлогарифмическая функция должна быть строго больше нуля) Теперь решим неравенство: / : (-4) (при делении неравенства на отрицательное число, знак меняется, т.е. был , а стал !!!! - это ОДЗ |
Теперь необходимо на числовой прямой отметить точки
и
.
Заштриховать область ОДЗ :
(с наклоном штрихов в одну сторону, например, вправо) и область, которая является решением самого неравенства :
( с наклоном штрихов в другую сторону). В итоге у вас получится область, заштрихованная «крестиками» - это и есть решение логарифмического неравенства!
Для нашего примера: Ответ:
.
Пример № 2. (перепишите обязательно, можно без словесных пояснений)
Решить неравенство
Представим число (-3) в виде логарифма с основанием : . Перепишем неравенство: Основание логарифма меньше единицы, т.е. функция убывает, значит, при переходе к сравнению подлогарифмических функций, знак неравенства будет меняться на противоположный! (Был , а станет ): , перенесём 8 влево и решим неравенство: . Сначала решим уравнение : Теперь эти надо отметить на числовой прямой. Получится три интервала. Нужно узнать знаки этих интервалов. Т.к. графиком функции является парабола, с ветками, направленными вверх, то знаки расположатся так: + - + Нам нужен интервал со знаком « - », т.к. ( 0 – меньше либо равно нуля). Т.е. решение данного неравенства: | ОДЗ: Решим уравнение: Теперь эти надо отметить на числовой прямой. Получится три интервала. Нужно узнать знаки этих интервалов. Т.к. графиком функции является парабола, с ветками, направленными вверх, то знаки расположатся так: + - +: Нам нужны интервалы со знаком «+», т.к ( - больше нуля). Т.е. решение данного неравенства: - это ОДЗ |
Теперь на одной числовой прямой отмечаем точки -1; 6; -2 и 7.
Заштриховываем область ОДЗ :
(с наклоном штрихов в одну сторону, например, вправо) и область, которая является решением самого неравенства :
( с наклоном штрихов в другую сторону). В итоге у вас получится область, заштрихованная «крестиками» - это и есть решение логарифмического неравенства!
Для нашего примера: Ответ:
.
Эти два примера перепишите, пояснения писать не обязательно, а числовые прямые с заштрихованными ответами – обязательны!!!!! Я вышлю на всякий случай в вотсап, если вдруг вы забыли, как это делается.
- посмотрите видео (лучше сначала 2 и 3, а потом 1):
Видео 1
Видео 2
Видео 3
- Решите в тетради номера: 355, 357 и примеры ниже (№ 1, 2, 3, 4 из обоих столбцов):
Задания прислать до ______ (включительно).