СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение логарифмических неравенств

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Может использоваться для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Решение логарифмических неравенств»

Логарифмические неравенства (параграф 20)

- Рассмотрите примеры решения неравенств в параграфе 20.

Нам нужно научиться решать неравенства, подобные тем, которые рассмотрены в задачах 1, 2 и 3 параграфа 20.

Пример № 1. (перепишите обязательно, можно без словесных пояснений)

Решить неравенство

Представим число 1 в виде логарифма с тем же основанием, что и в выражении слева от знака = :

Т.е. 1 = , перепишем неравенство:

;

Основание логарифма 2, т.е. оно больше единицы, значит, функция возрастает.

Вспоминаем теорему (см. стр. 100 учебника), по которой, т.к. основания логарифмов равны, мы можем перейти к сравнению подлогарифмических функций. А т.к. основание логарифма больше единицы, и функция поэтому возрастает, то знак неравенства

( ) остается тем же!

Решим:

/ : (-4)

- это решение неравенства


ОДЗ:

(по определению логарифма, подлогарифмическая функция должна быть строго больше нуля)

Теперь решим неравенство:

/ : (-4) (при делении неравенства на отрицательное число, знак меняется, т.е. был , а стал !!!!

- это ОДЗ

Теперь необходимо на числовой прямой отметить точки и .

Заштриховать область ОДЗ : (с наклоном штрихов в одну сторону, например, вправо) и область, которая является решением самого неравенства : ( с наклоном штрихов в другую сторону). В итоге у вас получится область, заштрихованная «крестиками» - это и есть решение логарифмического неравенства!

Для нашего примера: Ответ: .



Пример № 2. (перепишите обязательно, можно без словесных пояснений)

Решить неравенство

Представим число (-3) в виде логарифма с основанием : .

Перепишем неравенство:

Основание логарифма меньше единицы, т.е. функция убывает, значит, при переходе к сравнению подлогарифмических функций, знак неравенства будет меняться на противоположный! (Был , а станет ):

, перенесём 8 влево и решим неравенство: .

Сначала решим уравнение :

Теперь эти надо отметить на числовой прямой. Получится три интервала. Нужно узнать знаки этих интервалов. Т.к. графиком функции является парабола, с ветками, направленными вверх, то знаки расположатся так: + - +

Нам нужен интервал со знаком « - », т.к. ( 0 – меньше либо равно нуля).

Т.е. решение данного неравенства:



ОДЗ:

Решим уравнение:

Теперь эти надо отметить на числовой прямой. Получится три интервала. Нужно узнать знаки этих интервалов. Т.к. графиком функции является парабола, с ветками, направленными вверх, то знаки расположатся так: + - +:

Нам нужны интервалы со знаком «+», т.к ( - больше нуля).

Т.е. решение данного неравенства: - это ОДЗ

Теперь на одной числовой прямой отмечаем точки -1; 6; -2 и 7.

Заштриховываем область ОДЗ : (с наклоном штрихов в одну сторону, например, вправо) и область, которая является решением самого неравенства : ( с наклоном штрихов в другую сторону). В итоге у вас получится область, заштрихованная «крестиками» - это и есть решение логарифмического неравенства!

Для нашего примера: Ответ: .

Эти два примера перепишите, пояснения писать не обязательно, а числовые прямые с заштрихованными ответами – обязательны!!!!! Я вышлю на всякий случай в вотсап, если вдруг вы забыли, как это делается.

- посмотрите видео (лучше сначала 2 и 3, а потом 1):

Видео 1

Видео 2

Видео 3

- Решите в тетради номера: 355, 357 и примеры ниже (№ 1, 2, 3, 4 из обоих столбцов):

Задания прислать до ______ (включительно).