С.Коваль. “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Т.е другими словами можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то экзамена по математике вам не стоит бояться. 1.Определение показательных уравнений Уравнение, где переменная содержится в показатели степени, называется показательным. Простейшее показательное уравнение имеет вид Если b ax=b не имеет решения. Например, Решение показательных уравнений в основном сводится к решению уравнения , где Известно, что показательная функция при и либо возрастает, либо убывает. Поэтому каждое свое значение у она принимает только при одном значении аргумента х. Следовательно, из равенства , где и - некоторые функции, следует равенство Этим утверждением и руководствуются при решении показательных уравнений. 2. Способы решения показательных уравнений Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть и в последствии подтвердить это, что следуя этому методу мы достигнем цели”. Лейбниц. 1.Простейшие уравнения: (устно) а)2х-5 = 16 Приведение обеих частей к общему основанию: 2х-5 = 24 Данное уравнение равносильно уравнению: х-5 = 4, х = 9. Ответ: 9. б)3х = -9 Так как показательная функция принимает только положительные значения, то данное уравнение не имеет решений. Ответ: нет решений. 2. Уравнения, решаемые с помощью вынесения общего множителя за скобки. 7х + 7х+2 = 350 7х + 7х 72 = 350 7х(1+ 49) = 350 7х =350:50 7х = 7 х = 1 Ответ: х=1. 3.Уравнения, решаемые с помощью введения новой переменной. 16х – 17 4х + 16 = 0 Пусть 4х = t, где t , тогда уравнение примет вид: t2 - 17t + 16 = 0 Данное квадратное уравнение является приведенным, по теореме Виета получим: t1=1, t2=16 Если t1 = 1, то 4х = 1, 4х = 40, х1 = 0. Если t1 = 16, то 4х = 16, 4х = 42, х2 = 2 Ответ: х1 = 0, х2 = 2. 4.Уравнения, решаемые с помощью их специфики – методом подбора. При решении уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а потом доказывают, что этот корень единственный с использованием свойства монотонности показательной функции. 15х + 20х = 25х Корень данного уравнения равен 2. Действительно, при подстановке получаем верное равенство: 152+ 202 = 252 625 = 625 Других корней это уравнение не имеет. Разделим все члены этого уравнения на его правую часть, тогда получим: + = 1 + = 1 Функции , – убывающие, так как их основания меньше 1, а следовательно, сумма этих функций тоже будет убывающей. А по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение. Ответ: х = 2. 5. Графический метод. Решить уравнение: 4х = 5-х В одной координатной плоскости строят графики функций у = 4х и у = 5-х Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций у = 4х и у = 5-х Проверка: х = 1, 41 = 5-1, 4 = 4 (верно) Ответ: х = 1. 6.Уравнения, решаемые с применением свойств прогрессии. 2 · 23· 25·… ·22х-1 = 512 21+3+5+…+2х-1 = 512 Рассмотрим арифметическую прогрессию (аn) из х членов, где аn = 2 n-1, а1 = 1: Sn = х= х·х = х2 9 х2 = 9 х1 = 3 х2 = -3 ( (не удовлетворяет) Ответ: х = 3. 7.Однородные показательные уравнения второй степени. 6 ·4х – 13 6х + 6 ·9х = 0 6 ·2х – 13 ·2х 3х +6· 32х = 0 Так как 32х 0, то разделим обе части уравнения на 32х, тогда получим – 6· ( 2х – 13· ( х + 6 = 0 Путь( х =t, тогда получим уравнение 6t2 – 13t + 6 = 0 D = 132 -4• 6• 6 = 169 – 144 = 25 t1 = , t2 = . Если t1 = х = , х = ( )1, х1 = 1. Если t2 = х = , х = ( )-1, х2 = -1. Ответ: х1 = 1, х2 = -1. . М. В. Ломоносов говорил “Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения” (портрет ученого вывешивается на доску). -И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. На доске написаны 5 уравнений: 2.3х-1 -3х + 3х+1 = 63 3.3-х = - 4.64х – 8х –56 = 0 5.3х +4х = 5х ( устно) Тест 1 вариант 1.Найдите корень уравнения: 27х = -27 а) нет корней б) – 1 в) 0 Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729 а) -6 б) 12 в) -12 3. Найдите корень уравнения: (14)х-3 = 64 а) 6 б) 9 в) 0 4. Найти сумму корней уравнения а) 1 б) -1 в) 9 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 43х+2= (12)2х а) -0,5;1 б) (5; 7) в) 2; 3 2 вариант 1. Найдите корень уравнения: 125х = -125 а) нет корней б) 3 в) 5 2. Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125 а) -3 б) 0 в) -1 3. Найдите корень уравнения: (17)х-3 = 49 а) - 3 б) 5 в) 1 4. Найдите сумму корней уравнения 5х2-3х+2=1 а) – 2 б) 3 в) - 3 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 9х= (13)3х-5 а) 1;3 б) (0; 1) в) 2; 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | В-1 | а | б | в | б | а | В-2 | а | б | в | б | а | |