Дата___________
Класс__________
Урок №16
Тема. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Цели урока. Формирование умений и навыков решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные: формировать умение работать в группах и парах.
Предметные: Описывать свойства натурального ряда, читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Решать задачи с помощью сложения и вычитания.
Выполнять вычисления с натуральными числами умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).
Оборудование: ручка, учебник, тетрадь, мел, доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
А теперь давайте узнаем, кто же у нас приземлился на землю. (оглашаю результаты самостоятельной работы)
2. Проверка домашнего задания.
Собираю тетради с домашним заданием.
3. Актуализация опорных знаний.
Какие числа называются натуральными?
Назовите наименьшее натуральное число. Существует ли наибольшее натуральное число?
Как сравнить многозначные натуральные числа, если они содержат разное количество разрядов? А одинаковое?
Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Какие законы сложения вы знаете?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
Чему равна разность равных чисел? Чему равна разность а – 0?
4. Решение упражнений.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) х + 31 = 50, б) 87 – х = 45, в) х – 13 = 33,
х = 50 – 31, х = 87 – 45, х = 33 + 13,
х = 19. х = 42. х = 46.
Ответ: 19. Ответ: 42. Ответ: 46.
5. Физическая минутка. Упражнение для глаз.
7. Решение задач.
Уч.с.19 № 68(б). Мальчик прочитал 42 страницы книги, и ему осталось прочитать на 8 страниц больше, чем он уже прочитал. Сколько страниц в книге?
П
рочитал – 42 станицы
О
сталось – ? станиц, на 8 страниц б ? страниц
Решение.
1) 42 + 8 = 50 (стр) – осталось;
2) 42 + 50 = 92 (стр) в книге. Ответ: 92 стр.
У
ч.с.20 № 70(в). За сентябрь и октябрь завод выпустил 193 станка, причём за сентябрь 98 станков. В какой из этих месяцев было выпущено больше станков и на сколько?
Сентябрь – 98 ст.
Октябрь – ? ст. 193 ст. на сколько ст. б
Р
ешение.
1) 193 – 98 = 95 (ст.) – выпустили за октябрь;
2) 98 – 95 = 3 (ст.) – больше выпустили в сентябре.
Ответ: за сентябрь выпустили на 3 ст. больше.
У
ч.с.21 № 75(б). За первый день старшеклассники собрали 312 ящиков огурцов, а за второй — на 120 ящиков больше. За третий день они собрали на 218 ящиков меньше, чем за первые два дня вместе. Сколько ящиков огурцов собрали старшеклассники за три дня? сколько?
I
день – 312 ящиков
II день – ? ящ., на 120 ящ. б ? ящ. ? ящиков
I
II день – ? ящ., на 218 ящ. м
Решение.
1) 312 + 120 = 432 (ящ.) – собрали за II день;
2) (312 + 432) – 218 = 744 – 218 = 526 (ящ.) – собрали за III день;
3) (312 + 432) + 526 = 744 + 526 = 1270 (ящ.) – собрали за три дня.
Ответ: 1270 ящиков.
Уч.с.21 № 76. В трёх классах 44 девочки — это на 8 меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в трёх классах?
Д
евочки – 44 чел., что на 8 чел. м
М
альчики – ? чел.
Решение.
44 + 8 = 52 (чел.) – мальчики. Ответ: 52 мальчика.
Уч.с.21 № 77(б). Мама на 23 года старше сына, а папа на 2 года старше мамы. Сколько лет сыну, если папе 34 года?
С
ын – ? лет
М
ама – ? лет, на 23 года старше
П
апа – 34 года, на 2 года старше
Решение.
1) 34 – 2 = 32 (года) – возраст мамы;
2) 32 – 23 = 9 (лет) – возраст сына. Ответ: 9 лет.
Уч.с.21 № 78(б). Доярки надоили за июль 300 тыс. литров молока. Это на 4 тыс. литров больше, чем в июне, и на 6 тыс. литров меньше, чем в августе. Сколько литров молока надоили доярки за летние месяцы?
И
юль – 300 тыс.л., на 4тыс.л. б на 6 тыс.л. м
И
юнь – ? тыс.л. ? тыс.л.
А
вгуст – ? тыс.л.
Решение.
1) 300 – 4 = 296 (тыс.л.) – надоили за июнь;
2) 300 + 6 = 306 (тыс.л.) – надоили за август;
3) 296 + 300 + 306 = 902 (тыс.л.) – надоили за летние месяцы.
Ответ: 902 тыс.л.
8. Итоги урока.
Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Глава 1. § 1.6 (повторить теорию). № 68(а), 75(а), 77(а), 78(а).
Урок окончен!
Спасибо за внимание!