СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Решение задач по теме: "Радиоактивные превращения"»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Решение задач по теме: "Радиоактивные превращения"»»

Разработка урока по теме «Решение задач по теме: "Радиоактивные превращения"» (Физика, 9 класс)

Класс: 9

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Урок практического применения знаний

Цели урока (в соответствии с ФГОС):

  1. Образовательная цель: Отработать навыки решения задач на вычисление периодов полураспада, активности радиоактивных веществ и количества оставшихся ядер.

  2. Развивающая цель: Развивать логическое мышление, способность анализировать физические процессы и применять формулы для решения задач.

  3. Воспитательная цель: Формировать ответственное отношение к изучению физики, интерес к научно-исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  • Повторить основные понятия радиоактивных превращений (период полураспада, активность, дезинтеграция).

  • Научить применять формулы для расчета:

    • Количество оставшихся ядер после определенного времени;

    • Активность радиоактивного вещества;

    • Время распада.

  • Выполнить практические задачи разного уровня сложности.

Оборудование и материалы:

  • Таблица основных формул по теме "Радиоактивные превращения";

  • Доска и маркеры;

  • Индивидуальные карточки с задачами для учеников;

  • Проектор (для демонстрации примеров решений);

  • Калькуляторы для каждого ученика.

Структура урока:

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей урока.

  • Мотивационный вопрос: "Как можно предсказать, сколько времени потребуется для того, чтобы радиоактивное вещество стало безопасным?"

2. Актуализация знаний (7 мин)

  • Повторение теоретического материала:

    • Что такое радиоактивный распад?

    • Какие виды радиоактивных превращений вы знаете?

    • Что такое период полураспада?

    • Что такое активность радиоактивного вещества?

  • Основные формулы:

    • N=N0​⋅2t/T, где N — количество оставшихся ядер, N0​ — начальное количество ядер, t — время, T — период полураспада.

    • A=A0​⋅2t/T, где A — активность через время t, A0​ — начальная активность.

    • T1/2​= ​, где λ — постоянная распада.

  • Устные вопросы:

    • Если период полураспада равен 10 лет, сколько времени потребуется, чтобы количество ядер уменьшилось в 8 раз?

    • Что больше: активность 1 грамма радия или активность 1 грамма урана? Почему?

3. Решение типовых задач (15 мин)

Задача 1 (простая):

Период полураспада радиоактивного элемента составляет 5 лет. Сколько ядер останется через 15 лет, если первоначально их было 64×1020?

Решение:
Используем формулу N=N0​⋅2t/T.
t=15 лет, T=5 лет.
N=64×1020⋅2−15/5=64×1020⋅2−3=64×1020 ​=8×1020.

Ответ: 8×1020 ядер.

Задача 2 (средней сложности):

Активность радиоактивного вещества составляет 16Бк при t=0. Через сколько времени она уменьшится до 2Бк, если период полураспада равен 4 часа?

Решение:
Используем формулу A=A0​⋅2t/T.
A=2Бк, A0​=16Бк, T=4 часа.
2=16⋅2t/4.
2t/4= ​=81​=2−3.
=−3.
t=12 часов.

Ответ: 12 часов.

Задача 3 (сложная):

Масса радиоактивного вещества m0​=8г. Через какое время масса уменьшится до 0.5г, если период полураспада равен 2 года?

Решение:
Масса вещества пропорциональна количеству ядер. Используем формулу m=m0​⋅2t/T.
m=0.5г, m0​=8г, T=2 года.
0.5=8⋅2t/2.
2t/2= = ​=2−4.
−2t​=−4.
t=8 лет.

Ответ: 8 лет.

4. Самостоятельная работа (10 мин)

Ученики получают индивидуальные карточки с задачами разного уровня сложности. Примеры:

  1. Легкая:
    Период полураспада радиоактивного элемента T=8 лет. Сколько ядер останется через 24 года, если первоначально их было 128×1020?

  2. Средняя:
    Активность радиоактивного вещества составляет 64Бк при t=0. Через сколько времени она уменьшится до 8Бк, если период полураспада равен 3 часа?

  3. Сложная:
    Масса радиоактивного вещества m0​=16г. Через какое время масса уменьшится до 1г, если период полураспада равен 6 месяцев?

5. Подведение итогов (5 мин)

  • Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  • Ответы на вопросы учащихся.

  • Выставление оценок за правильность выполнения задач.

6. Домашнее задание (5 мин)

  • № ... из учебника (задачи на вычисление периода полураспада, активности и количества оставшихся ядер).

  • Подготовить презентацию о practical applications радиоактивных превращений в медицине или энергетике (по выбору).

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут правильно применять формулы для расчета периодов полураспада, активности и количества оставшихся ядер.

  • Они научатся решать задачи разного уровня сложности.

  • Ученики проявят интерес к практическому применению радиоактивных превращений.