Класс: 6
Предмет: Математика.
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений
Цели урока:
Образовательные:
выработка умений и навыков решения текстовых задач с помощью уравнений, закрепить навыки решения линейных уравнений; проверить уровень усвоения материала.
Развивающие:
формировать умения анализировать, выделять главное; развивать умение обобщать, конкретизировать; развивать логическое мышление и вычислительные навыки, творческую активность, инициативу, развивать мыслительные навыки, умения использовать знания в учебной деятельности;
Воспитательные:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.
УУД:
Личностные:
формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.
положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений.
умение ясно, точно излагать свои мысли в письменной и устной речи, активность при решении задач
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации.
Регулятивные:
составление плана последовательности действий, адекватное реагирование на трудности, не бояться сделать ошибку.
Коммуникативные:
определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
умение точно выражать свои мысли вслух.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления умений и навыков).
Оборудование: учебник
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь. Я очень рада всех вас видеть здесь и сейчас бодрыми и здоровыми. Я сегодня пришла на урок с хорошим настроением. А у кого настроение не очень? Плохое настроение умножьте на 0. Что получилось? Всё плохое исчезло. С этой «веселой нотки» начинаем наш урок. К работе готовы? Итак, начинаем.
Актуализация опорных знаний.
Теория
Ученики отвечают на вопросы:
Что называют уравнением?
(Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнение)
Что называют корнем уравнения?
(Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)
Что значит решить уравнение?
(Решить уравнение- значит найти все его корни)
Какие правила помогают нам при решении уравнений?
(Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное 0.)
(Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак.)
Назовите алгоритм решения задачи с помощью уравнения.
Алгоритм решения задач с помощью уравнений
1) неизвестную величину обозначить буквой;
2) используя условие задачи, составить
уравнение;
3) решить составленное уравнение;
4) ответить на вопрос задачи.
Математический диктант
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.( Да)
Частное от деления двух отрицательных чисел есть число отрицательное.(Нет)
Уравнением называют неравенство, которое имеет неизвестные числа, обозначенные буквами?
( Нет)
Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.(Да)
Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.( Да)
Если перед скобкой стоит знак "-", то знаки слагаемых оставить без изменения.( Нет)
Найдите корни данных уравнений:
Ответ : х = 21.
Ответ: х = 18.
Ответ: a = 12.
Ответ: у = 6.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи, приводимые к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла, с того времени, как они стали людьми. Еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приемы были не похожими на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше.
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока:"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ".
Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
С дороги прямой никуда не свернём.
Чтоб тему новую нам закрепить,
Скорей поспешим мы задачи решить.
-Как вы думаете какие цели мы должны перед собой поставить?
-А какие знания нам пригодятся на уроке?
Записать тему урока в тетрадь.
Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые): в изменённой ситуации (конструктивные).
Работа с учебником.
Страница 126 № 642(а), №643, №646, №649
Решить задачи
1.В одном шкафу было в 4 раза меньше книг, чем в другом. Когда в первый шкаф положили 17 книг, а со второго взяли 25, то в обоих шкафах книг стало поровну. Сколько книг было в каждом шкафу сначала?
2. (Древняя русская задача) Летела стая гусей, а навстречу им ещё один. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё половина этого количества, да ещё четверть нашего количества, и ты, гусь, тогда нас было бы сто гусей». Сколько гусей было в стае?
Учитель. Сегодня вы, прочитав такое задание, можете сложить уравнение х+х+
х+
х +1 = 100 и, если хорошо умеете выполнить действия с дробями, найдёте из него, что х=36.
Самостоятельная работа
1 вариант
В книжном шкафу, на верхней полке книг в 3 раза больше, чем на нижней. После того, как на нижнюю полку добавили 6 книг, а с верхней взяли 2 книги, на обеих полках книг стало поровну. Сколько книг было на нижней полке?
№ 641(а).
Решить уравнение: 4х + 1 = –3х + 15.
2 вариант
На одном складе было в 3 раза больше телевизоров, чем на другом. После того, как с первого склада взяли 20 телевизоров, а на другой привезли 14, телевизоров на обоих складах стало поровну. Сколько телевизоров было на каждом складе первоначально?
№ 641 ( б)
Решить уравнение: 3х + 5 = –4х + 19.
Домашнее задание. Повторить п.3.10 алгоритм решения задач с помощью уравнений, № 642 ( б).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Подводя итог урока, учитель задает учащимся следующие вопросы:
Вспомните начало урока. Посмотрите, справились ил с проблемной ситуацией, открыли ли новые знания?
Узнали ли для себя что-нибудь нового и полезного?
Что, на ваш взгляд, мешало вам в работе?
Что помогло преодолеть эти трудности?
Достигли ли поставленных целей. А почему, как думаете? Каковы результаты?