Пример оформления решения текстовых задач, решаемых арифметическим методом и методом составления уравнения.
ЗАДАЧА: Расстояние между двумя городами по реке на 55 км меньше, чем по шоссе. Расстояние между городами теплоход проходит по реке за 6 ч, а автобус по шоссе – за 3 ч 30 мин. Найдите скорости автобуса и теплохода, если скорость теплохода на 30 км/ч меньше скорости автобуса.
Осмысление условия задачи (1 этап):
Осмысление посредством рассмотрения следующих вопросов (учащимися или с помощью учителя):
На сколько меньше расстояние между городами по реке, чем по шоссе?
За сколько часов теплоход проходит по реке между городами?
За сколько часов автобус проходит по шоссе между городами?
На сколько скорость теплохода меньше скорости автобуса?
Какие величины присутствуют в задачи и какую величину требуется найти?
Как связаны между собой скорость, время, расстояние?
Решали ли похожие задачи раньше?
В завершении этапа задача оформляется таблицей:
| Скорость | Время | Расстояние |
Теплоход | На 30 км/ч ˂ | 6 ч | На 55 км ˂ |
Автобус | | 3 ч 30 мин | |
Составление плана решения задачи (2-й этап):
На этом этапе обсуждается стратегия решения задачи. Вводится обозначение искомой величины. Далее, пользуясь установленными зависимостями между значениями одноименных величин и основных отношений, заполняется таблица поиска решения задачи:
| Скорость | Время | Расстояние |
Теплоход | (Х-30) км/ч | 6 ч | 6 (Х-30) км |
Автобус | Х км/ч | 3 ч 30 мин | 3,5Х км |
3ч 30 мин = 3,5 ч
Исходя из модели поиска решения записывается неравенство 3,5Х ˃ 6(Х-30) на 55, с помощью которого составляется уравнение 3,5Х – 6(Х-30) =55
Осуществление плана решения задачи (3-й этап):
Далее вытекает решение полученного уравнения
3,5Х – 6(Х-30) =55
3,5Х-6Х+180 = 55
-2,5Х = -125
Х= 50 км/ч (скорость автобуса)
Данное уравнение имеет один корень – число 50.
Однако решение задачи на этом не заканчивается, так как нужно определить две величины, вторая определяется арифметическим способом:
Скорость теплохода ˂ скорости автобуса на 30,
следовательно 50-30 =20 км/ч,
где 50 – скорость автобуса.
Теперь необходимо проверить, удовлетворяет ли полученный корень уравнения условию и требованию задачи. Для этого надо по найденному значению Х по порядку вычислить значение входящих в задачу величин. Если все найденные значения удовлетворяют смысловым ограничениям, то корень уравнения дает решение задачи. По смыслу данной задачи все входящие в неё величины должны принимать положительные значения.
Проверим:
Х = 50 положительное значение
Х-30 = 50-30 = 20 положительное значение
3,5Х = 3,5 * 50 = 175 положительное значение
6(Х-30) = 6(50-30) = 120 положительное значение
175-120 = 55 положительное значение, являющееся данным.
Следовательно, Х = 50 удовлетворяет условию задачи, то есть является её решением.
Ответ: скорость автобуса равна 50 км/ч, а скорость теплохода равна 30 км/ч.
Изучение найденного решения задачи (4-й этап):
Перед учащимися в соответствии с содержанием задачи ставятся вопросы:
Какова главная идея решения задачи?
Есть ли другие способы её решения?
Если учащиеся решили не сколько таких однотипных задач, то можно поставить вопрос: