Вариант № 4
1. Задание 1 № 63
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) этанола и воды;
2) воды и песка?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Этанол и вода | | |
Вода с песком | | |
2. Задание 2 № 438
На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.
Ответы запишите в таблицу.
Символ химического элемента | № периода | № группы | Металл/неметалл |
| | | |
3. Задание 3 № 288
Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:
Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.
В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.
4. Задание 4 № 318
В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.
Характерные свойства веществ
Молекулярного строения | Атомного строения |
— при обычных условиях имеют жидкое, газообразное и твёрдое агрегатное состояние; — имеют низкие значения температур кипения и плавления; — неэлектропроводные; — имеют низкую теплопроводность | — очень твёрдые при обычных условиях; — хрупкие; — тугоплавкие; — нелетучие; — нерастворимы в воде |
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества вода
и графит (
).
Запишите ответ в отведённом месте:
1) вода
2) графит (
)
5. Задание 5 № 917
Сложные неорганические вещества можно классифицировать по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите по одной химической формуле веществ из числа тех, о которых говорится в приведённом тексте.
Химические формулы запишите в таблицу в следующем формате: Al2(SO4)3.
Сложные вещества
оксид | основание | кислота | соль |
| | | |
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5—7.
Аммиак (
) в промышленности получают взаимодействием простых веществ азота и водорода при температуре 400–450 °С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония (
) со щелочами (например,
). Аммиак — газ с характерным резким запахом, очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачной водой или нашатырным спиртом. С его помощью можно привести в чувства человека при обмороке, хирурги обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое применение в косметологии.
Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой
) образует нитрат аммония (
). За счёт азота в степени окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с кислородом, оксидом меди (II) (
) или другими окислителями. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.
6. Задание 6 № 918
1) Составьте уравнение реакции получения аммиака из простых веществ;
2) Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.
7. Задание 7 № 1324
1) Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между аммиаком и азотной кислотой;
2) Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.
8. Задание 8 № 890
При исследовании воды из ближнего родника были обнаружены следующие ионы:
,
,
. Наличие одного из перечисленных ионов было доказано в результате добавления к воде раствора
.
1. Какое изменение наблюдается при проведении описанного опыта? (Концентрация веществ достаточна для проведения анализа).
2. Запишите сокращённое ионное уравнение протекающей химической реакции.
9. Задание 9 № 147
Дана схема окислительно-восстановительной реакции:
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
10. Задание 10 № 453
Дана схема превращений:
→ → →
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
11. Задание 11 № 953
Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органический соединений. Запишите номера этих веществ в соответствующие графы таблицы.
Алкин | Альдегид |
| |
12. Задание 12 № 954
В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня, и расставьте коэффициенты.
13. Задание 13 № 955
Бутан — бесцветный газ, легко сжижающийся при повышенном давлении. Смесь пропана и бутана широко используется в качестве топлива. Этой смесью заправляют зажигалки, газовые баллоны и т.п. В лаборатории бутан можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:
Выберите из предложенного перечня вещество Х и запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. Запишите название вещества Х.
14. Задание 14 № 866
Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.
ПДК сернистого газа в воздухе рабочей зоны составляет 0,9 мг/м3.
Из-за нарушения работы вентиляции в помещении химической лаборатории площадью 25 м2 и высотой потолка 3,2 м в воздухе скопилось 88 мг сернистого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация сернистого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию сернистого газа в помещении.
15. Задание 15 № 109
Растворы нитрата калия в основном используется как сельскохозяйственное удобрение. Сколько г соли и воды требуется взять для приготовления 350 г 16-процентного раствора нитрата калия?