Результаты изучения учебного предмета
русский язык на конец первого года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность:
осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
формировать потребность к творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи с помощью учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на
предложенный алгоритм) с помощью учителя;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы с помощью учителя;
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
Коммуникативные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения)
принимать участие в диалоге, организованном учителем;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами под руководством учителя;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности с помощью учителя;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих на основе предложенных учителем критериев, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение.
Большинство обучающихся научатся
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
замечать слова, значение которых неизвестны, спрашивать о них
выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления;
создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;
различать устную и письменную речь;
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
составлять текст по рисунку и опорным словам ( после анализа содержания рисунка);
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка с помощью учителя.
Лексика
Большинство обучающихся научатся
различать слово и предложение, слово и слог;
различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?;
определять имена собственные и правильно их записывать;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
Обучающиеся получат возможность:
осознавать слово как единство звучания и значения;
получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.
составлять тематические группы слов по определенным темам.
Фонетика, графика, орфография
Большинство обучающихся научатся
различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц] непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
переносить слова по слогам на письме;
раздельно писать слова в предложении,
верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;
употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебниках);
без ошибок списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.
Обучающиеся получат возможность:
наблюдать над образованием звуков речи;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Морфология
Обучающиеся получат возможность:
распределять слова по группам по их основному значению и вопросам;
находить в тексте слова - названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Большинство обучающихся научатся
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов;
составлять предложения по схеме, по рисунку;
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Результаты изучения учебного предмета русский язык
на конец второго года обучения
Личностные результаты
Большинство обучающихся научатся:
понимать значимость речи для процесса общения;
испытывать чувство гордости за родной язык;
осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
уважительно относиться к языку и его традициям;
осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
применять навыки культурного поведения при общении.
развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
испытывать потребность в общении;
осмыслить значение общения;
понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
осознавать необходимость писать грамотно;
сформировать интерес к изучению истории русского языка;
развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала с помощью учителя;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы с помощью учителя;
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, воспроизводить ее, руководствуясь познавательными целями, и использовать для решения практических задач
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
работать с моделями слова, звуковыми схемами;
пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
сравнивать языковые единицы по разным критериям
классифицировать языковые единицы по разным критериям
работать с предложенными алгоритмами и составлять алгоритмы с помощью учителя
выполнять операцию обобщения на языковом материале с помощью учителя
выполнять обобщение и систематизацию на языковом материале с помощью учителя
Коммуникативные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста)
принимать участие в диалоге и организовывать диалог;
сотрудничать со сверстниками в парной и групповой работе при минимальной помощи учителя;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности с минимальной помощью учителя;
понимать обучающую задачу групповых и коллективных дидактических игр
оценивать собственное поведение и поведение окружающих на основе выработанных в совместной деятельности критериев, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
различать устные и письменные формы общения;
отличать текст от группы предложений
определять тему текста и основную мысль, подбирать заголовок текста
составлять речевые произведения определенных жанров ( записка, письмо, рецепт, загадка, поздравление) по заданному алгоритму;
составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
составлять план текста с помощью учителя
понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
Обучающиеся получат возможность научиться:
поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).
Фонетика, графика, орфография
Обучающиеся научатся:
осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
правилам употребления прописной буквы;
правильно писать слова с удвоенными согласными;
правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика
Обучающиеся научатся:
формировать ценностное отношение к слову;
расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Обучающиеся научатся:
называть части слова - корень;
выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
изменять слова по числам и командам вопросов, иметь представление о формах слова
проводить частичный морфемный анализ
замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающихся в детской речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
понимать принцип единообразного написания морфем;
составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Обучающиеся научатся:
находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными,
находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
Обучающиеся получат возможность научиться
Синтаксис
Обучающиеся научатся:
выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Текст
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
составлять план текста на основе памяток, образцов;
Результаты изучения учебного предмета русский язык
на конец третьего года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
оценивать свои успехи в освоении языка.
использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
совершенствовать свою речь и общую культуру;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
понимать задачи учебной деятельности, ставить цель урока (этапов урока) при совместной деятельности
самостоятельно определять дидактическую цель учебных заданий
составлять план выполнения задания
составлять план урока в ходе совместной деятельности
выполнять пошаговый и итоговый контроль
выполнять самооценку и взаимооценку по выработанным в ходе совместной деятельности критериям
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся:
• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с учебной книгой , тетрадью на печатной основе и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Большинство обучающихся научатся
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работы и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающиеся научатся:
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.