СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Просмотр содержимого документа
«Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Класс: 9 Дата:

Урок №: 9


Тема: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление учащихся об условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Развивающие:

  • Развивать познавательную деятельность учащихся;

  • Развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений

  • Развитие универсальных навыков и исследовательских умений при проведении химического эксперимента с соблюдением требований техники безопасности.

Воспитательные:

  • Формирование основ научного мировоззрения;

  • Формировать интерес к предмету;

  • Формировать такие качества личности как: аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

  • Воспитывать в учениках умение работать в паре.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебных занятий, применяемых на уроке: фронтальная, парная.

Оборудование и реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, Cu(OH)2, Na2CO3, BaCl2, 4 пробирки.

Этапы урока:

I. Организационный:

Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

II. Проверка домашнего задания:

Один ученик на доске пишет домашнее задание. В это время с учениками фронтальная беседа по вопросам:

  1.  — класс химических соединений, к которому относятся вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.

  2. …— отрицательно заряженный ион.

  3. … — положительно заряженный ион.

  4. … — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.

  5. … — гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

  6. … называют гидроксиды, которые диссоциируют (распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.

  7. … — вещества, расплавы или растворы которых проводят электрический ток.

  8. … - процесс, заключающийся в распаде молекул на несколько ионов.

Затем взаимопроверка тетрадей.

III Актуализация знаний

Учащиеся отвечают по карточкам. Учащиеся получают уровненные карточки. В каждой карточки по 2-3 вопроса. Всего по теме 12 карточек. На каждую оценку «3», «4», «5» по 4 карточки.

IV. Усвоение новых знаний

Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:

1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

2) Записывают уравнение в ионном виде.

Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо — его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо — записывают в молекулярном виде:

уравнение в ионном виде.

3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

Оставшиеся  частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением:

В результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение — сульфат бария (осадок белого цвета)

Правило Бертолле.

Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.

Классификация реакций ионного обмена.

  • Необратимые (идущие до конца)

а) с выпадением осадка; BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (молекулярное уравнение)

Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+2Н ++2Cl- (полное ионное уравнение)

Ba2+ + SO42- = BaSO4(сокращенное ионное уравнение)

б) с выделением газа; Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 (молекулярное уравнение)

2Na++CO32- +2H++SO42-=2Na++SO42-+H2O+CO2 (полное ионное уравнение)

2H+ + CO32- = H2O+CO2(сокращенное ионное уравнение)

в) с образованием малодиссоциируемого вещества (к примеру, молекулы воды).

2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O (молекулярное уравнение)

2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O (полное ионное уравнение)

2H+ +2ОH- = 2H2O(сокращенное ионное уравнение)

  • Обратимые. В результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты.

MgCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + MgSO4 (молекулярное уравнение)

Mg 2+ +2Cl- + 2Na + + SO42-  = 2Na + + 2Cl- + Mg 2+ +SO42-

(полное ионное уравнение). Обмен не окончательный, получаются смеси солей. Сокращенное ионное уравнение не составляется!

V. Закрепление изученного материала

Лабораторный опыт

Наименование и описание

Наблюдения

Уравнения реакции

К NaOH прилить фенолфталеин и добавить H2SO4

Изменяется окраска с розовой на прозрачный. Идет реакция нейтрализации

2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2H2

2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2

2H+ +2ОH- = 2H2O

В пробирку с NaOH прилить CuSO4

Выпадет черный осадок гидроксида меди.

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 (осадок)

В пробирку с Na2CO3 прилить HCl

Выделение газа

2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2 (газ)
2H+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2 (газ)
2H+ + CO32- = H2O + CO2 (газ)

В пробирку налить H2SO4 и добавить BaCl2

В пробирке образуется белый осадок

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl 

Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+ 2Н ++2Cl- 

Ba2+ + SO42- = BaSO4


VI. Домашнее задание

§7 читать, составить уравнения реакции