Класс: 9 Дата:
Урок №: 9
Тема: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»
Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать познавательную деятельность учащихся;
Развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений
Развитие универсальных навыков и исследовательских умений при проведении химического эксперимента с соблюдением требований техники безопасности.
Воспитательные:
Формирование основ научного мировоззрения;
Формировать интерес к предмету;
Формировать такие качества личности как: аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать в учениках умение работать в паре.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебных занятий, применяемых на уроке: фронтальная, парная.
Оборудование и реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, Cu(OH)2, Na2CO3, BaCl2, 4 пробирки.
Этапы урока:
I. Организационный:
Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания:
Один ученик на доске пишет домашнее задание. В это время с учениками фронтальная беседа по вопросам:
— класс химических соединений, к которому относятся вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.
…— отрицательно заряженный ион.
… — положительно заряженный ион.
… — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.
… — гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
… называют гидроксиды, которые диссоциируют (распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.
… — вещества, расплавы или растворы которых проводят электрический ток.
… - процесс, заключающийся в распаде молекул на несколько ионов.
Затем взаимопроверка тетрадей.
III Актуализация знаний
Учащиеся отвечают по карточкам. Учащиеся получают уровненные карточки. В каждой карточки по 2-3 вопроса. Всего по теме 12 карточек. На каждую оценку «3», «4», «5» по 4 карточки.
IV. Усвоение новых знаний
Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:
1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

2) Записывают уравнение в ионном виде.
Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо — его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо — записывают в молекулярном виде:

уравнение в ионном виде.
3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

Оставшиеся частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением:

В результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение — сульфат бария (осадок белого цвета)
Правило Бертолле.
Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.
Классификация реакций ионного обмена.
а) с выпадением осадка; BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (молекулярное уравнение)
Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+2Н ++2Cl- (полное ионное уравнение)
Ba2+ + SO42- = BaSO4(сокращенное ионное уравнение)
б) с выделением газа; Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 (молекулярное уравнение)
2Na++CO32- +2H++SO42-=2Na++SO42-+H2O+CO2 (полное ионное уравнение)
2H+ + CO32- = H2O+CO2(сокращенное ионное уравнение)
в) с образованием малодиссоциируемого вещества (к примеру, молекулы воды).
2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O (молекулярное уравнение)
2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O (полное ионное уравнение)
2H+ +2ОH- = 2H2O(сокращенное ионное уравнение)
MgCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + MgSO4 (молекулярное уравнение)
Mg 2+ +2Cl- + 2Na + + SO42- = 2Na + + 2Cl- + Mg 2+ +SO42-
(полное ионное уравнение). Обмен не окончательный, получаются смеси солей. Сокращенное ионное уравнение не составляется!
V. Закрепление изученного материала
Лабораторный опыт
Наименование и описание | Наблюдения | Уравнения реакции |
К NaOH прилить фенолфталеин и добавить H2SO4 | Изменяется окраска с розовой на прозрачный. Идет реакция нейтрализации | 2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2H2O 2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O 2H+ +2ОH- = 2H2O |
В пробирку с NaOH прилить CuSO4 | Выпадет черный осадок гидроксида меди. | 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4 2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42- Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 (осадок) |
В пробирку с Na2CO3 прилить HCl | Выделение газа | 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2 (газ) 2H+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2 (газ) 2H+ + CO32- = H2O + CO2 (газ) |
В пробирку налить H2SO4 и добавить BaCl2 | В пробирке образуется белый осадок | BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+ 2Н ++2Cl- Ba2+ + SO42- = BaSO4 |
VI. Домашнее задание
§7 читать, составить уравнения реакции