Отдел образования администрации Петровского района города Донецка
МОУ « Школа №84 города Донецка»
Реализация Концепции патриотического воспитания
на уроках истории
Подготовил :
учитель истории
Суханова И.И.
Донецк 2016
События последнего времени подтвердили постепенную утрату на территории Украины обществом традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, утрачено понимание интернационализма. В общественном сознании получили распространение индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государственным институтам. Сегодня жизненно важно возродить в нашем новом государстве чувство истинного патриотизма. Развитие патриотизма и гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодежи, в особенности такие, как преступность, экстремизм, ксенофобия, наркомания.
Педагог К. Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями". В этом значительную роль играет школа, как один из социальных институтов государства.
В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания. В ДНР разработана и действует с сентября 2015 г. Концепция патриотического воспитания детей и молодежи. Документ согласован двумя министерствами: Министерством молодежи и спорта и Министерством образования и науки и введен в действие с 17.07.2015г. приказом № 322 МОН ДНР.
Концепция подразумевает, в первую очередь, единую идеологию патриотического воспитания молодежи и отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.
Ключевые понятия Концепции – патриотизм и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание населения не возможно без подготовленных специалистов. В настоящее время, наиболее подготовленными для этой цели являются учителя истории.
История, обществознание, гражданственность – это те школьные предметы на которых успешно может решаться одна из важнейших государственных задач - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» . Воспитать достойного гражданина своего Отечества без знания своей истории невозможно
Важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации, отсюда вытекают и задачи: обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества; создать условия для овладения учащимися определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи; на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитывать уважение и пробуждать интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, формировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, готовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное. Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т.е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.
Воспитывает любой урок истории , вне зависимости от его темы. Однако самая интересная тема и самые высокие воспитывающие цели теряют смысл, если урок не решает учебную задачу, т.е. ничему не учит. Наиболее эффективно задачи гражданско-патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:
• Культура Руси IX - первой половины XII в.
• Походы Батыя на Русь.
• Борьба русских земель с западными завоевателями.
• Русь и Золотая Орда в Х1П-Х1У вв.
• Русская культура Х1У-ХУ, XVI вв.
• Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).
• Культура России XVII в.
• Преобразования Петра I.
• Внешняя политика Петра I.
• Развитие культуры в Петровскую эпоху.
• Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
• Культура XVIII в.
• Отечественная война 1812 г.
• Крымская война.
• Культура первой половины XIX в.
• Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
• Русская культура во второй половине XIX в.
• Культура в начале XX в.
• Россия в Первой мировой войне.
• Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
• Послевоенное восстановление хозяйства и др.
При изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?
Так основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке отечественной истории в 7 классе являются события, связанные с Куликовской битвой.
Анализ исторических предпосылок и условий, важных факторов проявления героизма народных масс дает возможность акцентировать внимание учащихся на следующих позициях:
- политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, дала возможность укреплению экономики московского княжества;
- роль митрополита Алексия и старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом;
- историческая миссия русского народа, защитившей народы Европы от ордынского гнета.
При изучении этого исторического периода возможна и необходима работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например, повестью И.Сукневича «Битва на поле Куликовом», пишутся сообщения, даются характеристики исторических лиц.
Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века, и ученики сами делают вывод, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» — современно звучит и сегодня .
Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, мхк.
В теме «Россия на рубеже XVI-XVII вв..» , урок «Смута в Российском государстве» в 8 классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из опер М.Глинки «Иван Сусанин», П. Мусоргского « Борис Годунов», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро. При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!». Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что все большее количество обучающихся обращаются к электронным и Интернет ресурсам. Зачастую представляемые ими данные неоднозначы, требуют проверки подлинности или же являют собой вымысел авторов статей.
В 9 классе на уроке “ Восстание декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему можно продолжить во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина и яркий рассказ о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине можно сопровождать отрывком из оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – можно послушать финал оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
Большую роль в социализации личности школьника, в его патриотическом воспитании играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Они формируют у школьников умения применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.
Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Правовой возраст», «Я- гражданин» и.т.д ; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Идеология – за и против, «Проблемы молодежи», «Неформалы»; ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом. »Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…).
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшим условием успешного развития нашего молодого государства в будущем реализуется на уроках истории, обществознания.
Список использованной литературы.
1. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.
2. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.
3. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с Заключение.
4. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./
5. «Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 20006 г./
6. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
7. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011./