Просмотр содержимого документа
«Регулятивные УУД, их формирование у обучающихся в начальной школе.»
Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы (целеполагания, планирования и рефлексии)
Литвинова Л.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 101»
Функция регулятивных УУД - организация обучающимся своей учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают
способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,
учитывая все её компоненты :
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- волевая саморегуляция
Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности
- целеполагание;
- планирование;
- самооценка (рефлексия);
- коррекция.
Целеполагание
Принятие цели
Приёмы принятия цели:
- опора на личный жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
- моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
- использование занимательного игрового материала;
- постановка цели на длительный период.
Планирование- это
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
Приёмы планирования
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Что такое рефлексия?
- Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Виды учебной рефлексии
- физическая (успел – не успел);
- сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
- а) индивидуальная – формирование реальной самооценки
- б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
Классификация приёмов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния - разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; -карточки с изображением лиц; -цветовое изображение настроения.
Рефлексия деятельности
«Поляна»
«Поезд»
«Дерево успеха»
Рефлексия содержания учебного материала
- прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма
- рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей
- прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
«Отметь фразу» «Мишень»
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно все-таки учиться!
«Слон»
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
Закончи высказывание:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Мне захотелось…
14. Для меня было открытием то, что…
Спасибо за внимание!