Рекомендации для родителей
- При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2-10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялись правильно.
- Комплекс гимнастики должен выполняться несколько раз в день.
Гимнастика артикуляционного аппарата
1) Разминаем челюсти:
- опускание челюсти
- движение челюсти вправо – влево
- движение челюсти вперед
2) Разминаем губы:
- вытягивание и растягивание губ на «у-и»
- подтягивание верхней губы («пф»)
- сочетание: подтягивание верхней губы, оттягивание нижней и растягивание губ на «мвз»
- натягивание губ на зубы при открытом рте
3) Разминаем язык:
- высовывание языка
- движение языка вперед и вниз за зубами
- движение языка вверх вниз на губах
- круговое движение языка под губами
- дутье на кончик языка
- промазывание широким языком верхней стенки
Артикуляционная гимнастика на этапе автоматизации звука [ с ]
Способ выполнения : рот открыт, нижние и верхние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.
Способ выполнения : рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка упирается в нижние зубы, а стенка языка выгибается вперед и округляется.
Способ выполнения : рот открыт, кончик языка двигается по нижним зубам, сначала слева - направо, затем по передним резцам, сверху – вниз.
Способ выполнения : улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идет по середине языка, сильная и холодная.
Артикуляционная гимнастика на этапе автоматизации звука [ ш ]
Способ выполнения : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Способ выполнения : рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не качаются зубов.
Способ выполнения : учить направлять воздушную струю по середине языка, рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
4. «Лошадка».
Способ выполнения : улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Артикуляционная гимнастика на этапе автоматизации звука [ ш ] (продолжение).
Способ выполнения : улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Способ выполнения : губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.
Способ выполнения : улыбнуться, открыть рот. Широкий кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Способ выполнения : улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губы не должна обтягивать зубы.
Две сороконожки ,
Бежали по дорожке (всеми пальчиками одновременно перебираем),
Друг друга повстречали (встречаются две ладошки),
Так друг друга обнимали, и так, и так (прорабатываем каждый пальчик отдельно)
Что едва мы их разняли (соединение рук в замок и резкое разъединение)
2. «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик –папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
(разгибаем и загибаем пальцы поочередно, возможно модификация инструкции).