СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к публичному выступлению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к публичному выступлению»

РЕКОМЕНДАЦИИ 
К ПУБЛИЧНОМУ 
ВЫСТУПЛЕНИЮ

Публичное выступление - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, выступле­ние, адресованное определенной аудитории. Публичное выступ­ление произносится с целью информирования слушателей и ока­зания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). По своему характе­ру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, опре­деляющих ее сущность. 

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слово оратора).

В процессе выступления оратор имеет возможность наблю­дать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улав­ливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, ив соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь превращает монолог орато­ра в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
2. Форма общения.

Публичное выступление представляет собой живой непо­средственный разговор со слушателями. В нем реализуется форма литературного языка. Устная речь в отличие от письмен­ной обращена к присутствующему собеседнику и во многом за­висит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное вы­ступление таким образом, чтобы его содержание сразу понима­лось и легко усваивалось слушателями.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В про­цессе обдумывания, разработки и написания текста речи высту­пающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литера­тура, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, ора­тор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а про­изнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импрови­зировать с учетом реакции слушателей. Выступление становит­ся спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.


Использование различных средств общения. 


Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. .Язык — глав­ное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступле­ния играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонации, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков, жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.). 
РАЗРАБОТКА ПЛАНА И ПОСТРОЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

При подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

При составлении плана важно соблюдать основное требова­ние, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдер­жанным, последовательным, с естественным переходом от од­ного пункта к другому.

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить материал, в какой последовательности его из­лагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопро­сов: какими словами начать выступление, как продолжить раз­говор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное вни­мание работе над композицией речи.

В теории ораторского искусства под композицией речи по­нимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Есть общие принципы построения выступления, которые не­обходимо знать оратору и учитывать в процессе создания речи.
Основные принципы построения выступления: 

последовательности каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 
усиления значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения; 
экономии умение достигать поставленной цели наиболее простым рациональным способом, с минимальной затратой уси­лий, времени, речевых средств. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, вклю­чающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение. 
ВСТУПЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересо­вать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспе-

риментами доказали, что лучше всего усваивается и запомина­ется то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для аудитории, формулируется цель выступления, кратко из­лагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внима­ние уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Первые слова должны быть чрезвычайно просты, до­ступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внима­ние слушателей.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с ин­тересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выраже­ния, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая за­ставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей -вопросы. Они позволяют оратору вовлечь аудиторию в актив­ную умственную деятельность, определенным образом настраи­вают слушателей.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъ­ясняются высказанные положения, доказывается их правиль­ность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна быть доказа­тельной, суждения и положения убедительными.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психо­логические - к чувствам. Они бывают сильными, против кото­рых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опроверга­емыми/Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со време­нем притупляется и человек перестает слушать. По этой причи­не выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Важной композиционной частью любого выступления явля­ется заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венча­ет дело».

Продумывая заключение, особенно тщательно надо порабо­тать над последними словами выступления, так называемой кон­цовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. 

СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст.

Античные теоретики ораторского искусства считали написа­ние единственно верным способом подготовки выступления.

Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения. К гото­вому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсу­дить со специалистами. Заранее подготовленный текст речи все­ляет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнени­ем перед выступлением ив процессе самой речи.

Важным моментом является необходимость помнить о том, что нужно сказать обязательно. Специалисты, занимающиеся коммуникативными презентациями, рекомендуют четыре ос­новных варианта запоминания текста: 


чтение подготовленной рукописи (выступление по бу­мажке); 
запоминание предварительно написанного текста; 
импровизация в процессе публичного выступления; 
использование системы ключевых слов или карточек-шпаргалок. 
Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств малоэффективен. Пись­менная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается. Кроме того, читающий не имеет постоянного контакта с аудиторией, так как его взгляд «привя­зан» к тексту, следовательно, не имеет обратной связи. Такая презентация может стать «самоубийственной».

Второй способ - запоминание, может производить впечатле­ние искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного кон­такта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т. д.

Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и празднич­ных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть вы­ступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Оратор из-за необ­работанности речи не всегда может уложиться в отведенное время. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно под­готовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргумента­цию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации.

Самый эффективный способ для выступающего - превен­тивная подготовка материалов в детализированном, схематич­ном виде. Это могут быть краткие тезисы или проспект выступ­ления, блок-структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возмож­ность оратору уверенно общаться со слушателями.
Несомненно, в современных условиях самый лучший вари­ант презентационного материала должен быть подготовлен с помощью технических средств. Вместе с тем следует помнить, что хорошо выполненные визуальные материалы улучшают проведение устной презентации, но вряд ли смогут привести презентатора к успеху, если информационная, содержательная часть выступления не будет продумана и подготовлена на самом высоком уровне требований, которые включают все моменты, описанные выше. Помните, что даже самое современное про­граммное обеспечение презентаций имеет не только сильные, но и слабые стороны. Если погаснет свет или поломается техника — имейте запасной вариант. 
В заключение несколько правил, нарушение которых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способствовать потере контакта, а значит, привести к провалу презентации. Чтобы не допустить такой ситуации, презентатору нельзя демонст­рировать плохие привычки, а необходимо соблюдать следу­ющие ПРАВИЛА

не демонстрировать собственную значимость, а для этого вместо местоимения «я» лучше использовать так называемый «вы-подход», то есть «вам будет интересно», «вы узнаете», «для вас сегодня...» и т. д.; 
не начинать речь с извинения, например: «Извините, что я занимаю ваше время», если нужно в чем-то извиниться, то луч­ше пусть это сделает тот, кто представляет презентатора; 
не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме, целесообразнее представлять необ­ходимый фактический материал в визуальной форме; 
избегайте нелитературных слов, сложных профессиональ­ных терминов, примитивных словечек, используйте стандартные выражения для конкретной аудитории на понятном ей языке; 
не рассказывайте неуместных шуток, анекдотов и историй, в то же время правильная шутка, своевременно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо вос­принята, но и весьма полезна; 
не делайте язвительных замечаний по поводу каких бы то ни было особенностей аудитории, тем более их религиозной, расовой или политической принадлежности, если все же необ­ходимо что-то к сказать, то лучше используйте третье лицо и сохраняйте корректность. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!