Открытый урок
по математике по теме: «Решение уравнений»
6класс
Провела: Паль О.В.
2016 год
Открытый урок по математике в 6 классе
Тема урока: «Решение уравнений»(слайд1)
Цели:
Образовательные:
закрепить знания, умения, навыки решения уравнений;
закрепить понятие корня уравнения, правило переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, правила умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.
Развивающие:
развитие интеллектуальных умений: анализа алгоритма решения уравнения, условия задачи, логического мышления при построении алгоритма решения уравнения, вариативности выбора способа решения, систематизации уравнений по способам решения;
развитие гибкости мышления, памяти, внимания и сообразительности;
развитие математической речи;
развитие зрительной памяти.
Воспитательные:
воспитание познавательной активности;
формирование навыков самоконтроля и самооценки;
привитие математической грамотности;
воспитание чувства товарищества, вежливости, дисциплинированности, ответственности, умения осуществлять совместную деятельность;
формирование честности, ответственности.
Задачи урока:
1. Научить переносить знания от одного предмета к другому.
2. Снять монотонность урока и перегрузку учащихся, повысить интерес к математике, используя для этого различные методы проведения урока на разных его этапах.
3. Закрепить навыки действий с рациональными числами.
4. Закрепить навыки раскрытия скобок.
5. Закрепить навыки приведения подобных слагаемых
6.Закрепить навыки решения уравнений.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска; мультимедийный проектор; презентация к уроку для демонстрации через проектор «Решение уравнений. pps»
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Мы сегодня не одни
Гости на урок пришли!
2.Сообщение темы и целей урока (слайд 2)
-
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн, один из основателей современной физики, сказал:
«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения (предлагается ученикам продолжить мысль учёного)
будут существовать вечно». Вот сегодня мы и будем с вами заниматься вечным – решать уравнения. На предыдущих уроках вы решали уравнения и сегодня мы продолжаем отрабатывать умение решать уравнения, повторяем теоретический материал по теме «Решение уравнений» тем самым готовимся к контрольной работе.
III. Устная работа. «Разминка».
Теоретическое повторение: за правильный ответ дается жетон.
Что называется уравнением?
Что называется корнем уравнения?
Что значит « решить уравнение»?
Сколько корней может иметь уравнение?
Алгоритм решения уравнений:
Шаг 1 | Посмотреть на уравнение | 2 (3x – 6) = 4 - 2x |
Шаг 2 | Раскрыть скобки, если это нужно сделать. | 6x – 12 = 4 - 2х |
Шаг 3 | Все слагаемые, содержащие неизвестное, переносим в левую часть, а известные в правую с противоположным знаком !! | 6х + 2х = 4 + 12 |
Шаг 4 | Приводим подобные слагаемые. | 8 x = 16 |
Шаг 5 | Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном. | х = 2 . |
Шаг 6 | Не забудь написать ответ!!! | Ответ: 2. |





Ребята, разминка закончилась, давайте подведем итоги устной работы. Учащиеся подсчитывают полученные жетоны. Оценивание своей работы.
IV. Закрепление
У каждого ученика листочек для внесения ответов.
1.Упростить выражение из правой таблицы
и поставить ему в соответствие выражение из левой таблицы
| А | -a - 10 |
| Б | -2t - 2 |
| В | -b |
| Г | 2t – 12 |
| Д | 2t - 1 |
| Е | -3a + 2 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
1 | a + 2b – a – 3b |
2 | -2a + 5 – 3 - a |
3 | 8 – 4a + 3a -18 |
4 | 4t + 1 – 2t – 2 |
5 | 5 + 3t – 7 – 5t |
2.Найти уравнение, равносильное уравнению
2x - 6 = 5 – 7x
1 | 2x – 7x = 5 – 6 |
2 | 2x + 7x = 6 - 5 |
3 | 2x + 7x = 5 + 6 |
4 | -5x = 11 |
5 | 9x = 11 |
3.Найти уравнение, равносильное уравнению
-2x + 5 = 3 – 4x
1 | -2x + 4x = 3 - 5 |
2 | 2x + 4x = 3 + 5 |
3 | 2x + 4x = 5 - 3 |
4 | 2x = -2 |
5 | 6x = 2 |
4.Найти выражение,
равное выражению
-2( -3x + 2y -4)
1 | -6x + 4y -8 |
2 | 6x + 2y -4 |
3 | 6x - 4y + 8 |
4 | -6x - 4y -8 |
5 | 6x + 4y -8 |
5.Работа в парах
Ребята, а вы помните, когда первый раз решали уравнения?
А вы знаете, кто и когда придумал первое уравнение?
О
тветить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до н.э египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (3 век), о котором писали:
Он уйму всяких разрешил проблем.
И запахи предсказывал, и ливни
Поистине, его познанья дивны.
В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, фамилию, которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные вам для работы в парах.
Каждому корню уравнения соответствует буква из таблицы.
Решите уравнение:
1) 6х – 12 = 5х
2) -2х + 3 = 5х – 4
3) 7у – 7 = 5у + 3
4) -4а + 8 = -5а + 4
И | Т | В | Е | Л | А |
1 | -4 | 12 | 5 | -7 | 10 |
Ответ: Виет
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют по эталону на слайде.
Проверка
6х – 12 = 5х 6х-5х=12 х=12 | 2) -2х + 3 = 5х – 4 -2х-5х=-3-4 -7х=-7 х=-7:(-7) х=1 |
3) 7у – 7 = 5у + 3 7у-5у=7+3 2у=10 у=10:2 у=5 | 4)-4а + 8 = -5а + 4 -4а+5а=-8+4 а=-4 |
Ответ: Виет
Ф
рансуа Виет (1540-1603)
Замечательный французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
выше-выше потянулись!
Вправо, влево повернулись,
рук коленями коснулись.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять
Сесть за парту, взять тетрадку уравнения решать!
6.«Ромашка»
Учащимся предлагается решить уравнения, которые записаны на лепестках ромашки. Ответ зашифрован буквой. Расшифруйте.
1) 3х + 45 = 2х + 15 | 6) 5х + 4 = х – 12 | 11)4х-50=6-3х | 16) 8х – 5 = 10х + 3 |
2) – 8х = - 8 | 7) 7х + 3 = 3х + 11 | 12) 9х – 5 = х – 5 | 17) 2у – 3 = 3у – 1 |
3) 2х – 3 = 5 | 8) – 7х = 21 | 13) 10х -25 = 7х + 5 | 18) 7у + 9 = 3у – 7 |
4) 3х + 1 = х + 3 | 9) 3х – 8 = 2х – 1 | 14) 4х + 7 = 11 | 19) 2у + 4 = у + 6 |
5) 3х = - 18 | 10) 32х = - 16 | 15) 8х + 7 = 5х + 4 | 20) 16х = - 48 |
-30 | 7 | -4 | -6 | 4 | -2 | -3 | -0,5 | 0 | 8 | 10 | -1 | 2 | 1 |
Т | -- | И | п | Р | Б | Ь | Д | Н | А | Е | ш | С | 0 |
1) 3х + 45 = 2х + 15, х=-30
2) – 8х = - 8, х=1
3) 2х – 3 = 5, х=4
4) 3х + 1 = х + 3, х=1
5) 3х = - 18, х=-6
6) 5х + 4 = х – 12, х=-4
7) 7х + 3 = 3х + 11, х=2
8) – 7х = 21, х=-3
9) 3х – 8 = 2х – 1, х=7
10) 32х = - 16, х=-0,5
11)4х-50=6-3х, х=8
12) 9х – 5 = х – 5, х=0
13) 10х - 25 = 7х + 5, х=10
14) 4х + 7 = 11, х=1
15) 8х + 7 = 5х + 4, х=-1
16) 8х – 5 = 10х + 3, х=-4
17) 2у – 3 = 3у – 1, х=-2
18) 7у + 9 = 3у – 7, у=-4
19) 2у + 4 = у + 6, у=2
20) 16х = - 48, х=-3
Торопись – да не ошибись. Ребята открывают ответы и составляют пословицу. Хором читают мудрую мысль.
V. Домашнее задание.
Повторить правила п.30,31
№849 стр.181
Подготовиться к контрольной работе.
Итог урока.
Спасибо за работу.