СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисование драпировки

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы грамотно и последовательно передавать драпировки и складки в изображениинатюрморта, интерьера или одежды человека, учащимся необходимо дать понятия не только о закономерностях формообразования складок, о зависимости формы складок от поверхности, которую она покрывает или спадает с нее, но и научить распознавать типичные формы складок, понимать их структуру.

Просмотр содержимого документа
«Рисование драпировки»

Для того, чтобы грамотно и последовательно передавать драпировки и складки в изображениинатюрморта, интерьера или одежды человека, учащимся необходимо дать понятия не только о закономерностях формообразования складок, о зависимости формы складок от поверхности, которую она покрывает или спадает с нее, но и научить распознавать типичные формы складок, понимать их структуру.

Рассмотрим разницу в понятиях “драпировка” и “складка”.

Ткани, ложащиеся различными складками, изображенные в произведениях художников разных времен, называются драпировками.

Складка – это изгиб поверхности ткани, возникающей вследствие ее непреднамеренного сжатия, а драпировкаполучается в результате образования складок путем связывания, сшивания, наколки, укладки и т. д. Говоря одрапировке, нельзя не сказать о рисунке складок, их пластическом выражении, закономерностях. Извивающиеся и, казалось бы, неподдающиеся анализу формы складок имеют определенные закономерности, т. е. в некоторых условиях складки в драпировке образуются в определенном порядке, создавая интересные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности для художника.

В истории мирового изобразительного искусстваизображение драпировок всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля. Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному. Можно наблюдать строгие, угловатые готические складки в произведениях А. Дюрера и напротив, мягкие, изящные, вполне естественныелинии драпировок в произведениях Боттичелли, Леонардо да Винчи.

Драпировка, являясь одним из выразительных средств в изобразительном искусстве, заслуживает серьезного изучения. Изучению статической драпировки, т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку. Для правильного изображения драпировкинеобходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь “прочесть” складки. Складка на ткани образуется тогда, когда ткань занимает меньшую протяженность, чем ее собственный размер. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам, в зависимости от ее физических свойств, т. е. материала, из которого она изготовлена, характера структуры и толщины.

Известный советский художник и педагог П. Я. Павлинов установил три типичные формы складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала:

  • Прямые, образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу друг другу. Прямые складки можно разделить на долевые, образующиеся в результате сжатия материала по ширине и поперечные, образующиеся в результате сжатия материала по длине.

  • Радиальные, образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы и диагональные, возникающие при растягивании материала по диагонали.

  • Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии в ширину и высоту), то образуются кривые складки. Кривые складки могут быть круглыми (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости от свойств материала и раздвоенными.

Драпировка, заложенная складками объемна, т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Объемныеформы драпировки представляют собой изгибы складок, направленные от лицевой стороны ткани к изнаночной и от изнаночной к лицевой. Нужно обратить внимание на то, что высота складок к низудрапировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие формы складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые формы складок. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.



Форма складок зависит от свойств и вида материала. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Трикотажные полотна дают складки более округлой формы, чем ткани, при тех же условиях динамического воздействия. Ткани и полотна отличаются фактурой. Они могут быть: гладкими или ворсистыми, блестящими или матовыми, плотными или редкими и т. д. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Так, шелковые ткани мягкие и блестящие, шерстяные ворсистые, пушистые, матовые и т. д. Мягкие, тонкие полотна или ткани очень хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами; жесткие и плотные – складки с острыми, отчетливо выраженными углами. При выборе материала для драпировок необходимо учитывать эти свойства, так как неудачный выбор может расстроить задуманную композицию.

Рассмотрим драпировки с простыми формами складок. Одним из вариантов является композиция драпировки, висящей на одной или двух точках опоры.

  • В первом варианте, драпировка, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной формы(радиальные складки).

  • Во втором варианте драпировка, свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки), группирующихся на той или иной стороне. При этом складки могут в одном или двух местах ломаться. Если точки опоры драпировки находятся на разной высоте, то система дуг смещается к точке опоры, расположенной ниже.

Если бросить кусок ткани на какую-то горизонтальную поверхность, то получатся сложные группы складок, не имеющие никакой системы, т. е. каждый раз складки образуются по-новому. Складки образуются и прямые, и кривые.



Образование складок драпировки, брошенной на поверхность шарообразной формы, также подчиняется определенным закономерностям. Так, драпировка плотно прилегает к верхней части шарообразной формы, образуя гладкую поверхность. Но чем дальше от верхней части к широкой горизонтальной окружности шара, тем более свободно драпировка свисает с поверхности шара складками. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Отходящие от них складки формируются так же, как складкидрапировки, свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).

Складки разных типов, соединяясь между собой, образуют различные сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материал; от усилий, прилагаемых к материалу; от качества и структуры материала. Если в качестве материала драпировки используется трикотажное полотно, то на гладкой горизонтальной плоскости образуются выпуклости и “пузыри”. Благодаря эластичности, в образующихся складках выступающие части закругляются и получаются круглые складки. В свободно спадающей драпировкенаблюдается характерная провесная складка, обращенная дугой всегда вниз. Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки.

Рисование драпировок играет огромную роль в учебном процессе. Ведь уметь правильно передавать их специфическую форму можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. Важно постоянно анализировать в процессе рисования, какие силы участвуют в образовании той или инойформы, какое место она занимает в пространстве. А ведь все это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного искусства, без которой невозможно дальнейшее творчество

Очень часто на рисунках присутствуют складки ткани в различных положениях: и в интерьере и в одежде. Рисовать ткань не сложно, главное, увидеть направление и форму основных складок. 
Вам потребуется настольная лист ватмана а4, несколько простых карандашей разной степени мягкости, ластик и небольшой кусок ткани, платок или шаль, желательно светлый и выглаженный заранее и очень желательно – однотонный. Чем пестрее будет рисунок, тем сложнее вам будет рассмотреть на нем светотеневые участки. Лучше взять струящуюся ткань, шифон или шелк, но вполне подойдет любая. Я попыталась нарисовать платок, наброшенный на системный блок компьютера. У меня не было фотоаппарата и вам придется верить мне на слово, насколько похоже у меня получилось 
Набросьте ваш платок на какой-нибудь предмет, чтобы складки ткани легли не очень сложно и красиво. Установите настольную лампу, чтобы свет падал на ткань, направление лучей и расстояние до лампы выберите, какое вам больше нравится, главное, чтобы вам были хорошо видны светотеневые зоны. Если вам кажется, что у вас может не хватить терпения на слишком сложный рисунок, упростите складки, лучше, нарисовать немного, но закончить, чем совсем забросить работу. Сядьте, как можно ближе, чтобы вам были видны все мелкие складки. Теперь нужно правильно расположить ваш рисунок на листе бумаги. Посмотрите на мой рисунок – он расположен совершенно неправильно. Если бы это видела моя преподаватель, она бы не стала даже смотреть на работу, запорола бы только за неправильное расположение  Вся композиция съехала в левую сторону, снизу осталось меньше места, чем сверху, из-за этого рисунок «заваливается» вправо и вниз. Мне стоило заднюю часть системного блока вообще не намечать, а «подвинуть» композицию вправо, и немного вверх , тогда у меня поместилось бы больше складок и не было бы пустоты на переднем плане. 
Поставьте небольшой эксперимент: проведите в центре листа вертикальную прямую и разделите ее чертой «на глазок», быстро, не задумываясь, там, где вам кажется, середина линии. Проверьте с помощью линейки, скорее всего, ваша разделительная черта пройдет несколько выше центра. Зрительно мы воспринимаем центр листа немного выше, чем он есть на самом деле, об этом нужно помнить, размещая контуры будущего рисунка.
Первый набросок формы и самых отчетливых теневых зон. Я использовала карандаш В, рисунок был намного светлее, я сделала его темней после сканирования. Чтобы правильно передать складки, я использовала вспомогательные линии, которыми обозначила их форму в некоторых непонятных мне местах. Не теряйтесь, если сразу не удастся наметить складки правильно. Постарайтесь перебороть желание «наврать», на этом этапе нужно рисовать так, как есть, линий и складок много, вы легко запутаетесь, где какая, если в некоторых местах будете рисовать из головы.

Потом я прорисовала падающие тени на переднем плане, это самые темные участки на рисунке. Драпировка всегда будет смотреться гораздо реалистичнее, если наметить плоскость, на которой она лежит и, главное – отбрасываемые ею на эту плоскость тени Моя штриховка на этом рисунке оставляет желать лучшего, я старалась показать схему прорисовки по этапам.

Я еще больше уплотнила теневые участки на ткани, там где ткань легла вогнуто или куда падает тень от соседней складки и наметила полутоновые зоны. Для этого нужно все время сравнивать по тону друг с другом разные участки, смотреть, где темнее, а где светлей. Самые светлые места – выступающие части складок – остаются белыми.

Дальше я продолжала детализировать складки заднего плана, они должны быть менее контрастными, на них не будет совершенно белых участков, так они не будут «вылезать» на передний план. Более контрастными и детальными я сделала передние складки. На этом этапе уже можно немного добавить от себя: например, взять темнее тоном небольшие участки на светлых зонах, это добавит ткани реалистичности

















Как рисовать драпировки.
АЗЫ. Построение ткани на прямой и криволинейной плоскости.




    Для того чтобы правильно рисовать драпировки на человеческой фигуре, а это наиболее встречающееся их применение (кроме натюрмортов) надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения.
    В этом разделе я не ставила задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложила свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

Vera Kalinovska ( Pony-art)        Источник: http://www.chen-la.com/articles/drapirovka.html



драпировки Дюрера 


 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!