Преподаватель: _______________И. А. Кудашова
Учитель: ________________ В. В. Штыркова
г. Лукоянов, 2024
- Учить детей рисовать осенние цветы.
- Развивать умение видеть разнообразие красок в природе.
- Воспитывать у детей любовь к живой природе.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивационный настрой. | Организация работы детей. | С: Вступительное слово учителя. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Меня зовут Анастасия Сергеевна. - Ноги на месте? - Руки на месте? - Спинка прямая? - Локти у края? - Проверим готовность к уроку: на партах у вас должны лежать баночки с водой, альбом, карандаш, акварельные краски, кисточки. | Приветствуют учителя. - На месте. - На месте. - Прямая. - У края. Проверяют готовность к уроку. | Ф И | Самоконтроль. | Л: понимать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
2. Подведение к теме. Целеполагание | Подвести обучающихся к теме урока, поставить цель урока. | С: Беседа Н: Показ видеоролика | Просмотр видео под музыку Шопена. - Посмотрите видео. - Скажите, пожалуйста, какое настроение передала вам музыка? - А какие цветы вы увидели, в какое время года они появляются? - А где расцветают первые осенние цветы? - Вы, конечно же, догадались, какая тема сегодняшнего урока. Это рисование цветов. - Чтобы узнать, какие цветы мы будем рисовать, давайте отгадаем загадки: - Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный... - Помню, в нынешнем году Расцвели они в саду, Разоделись, как актрисы, В платья белые … - В белой юбочке стоит, Про любовь секрет таит: Может скажет, иль промашка - Погадай-ка нам... - Назван он ласково именем мальчика, Дружит с ромашкою и с одуванчиком Строен и крепок его стебелёк, В поле растёт этот синий цветок. Как же прозвали его… | Ответы детей. - … - На лугу, в садах. - Тюльпан. - Нарциссы. - Ромашка. - Василёк. | Ф | Самоконтроль. Наблюдение учителя. | Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу. М: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку. |
3.Актуализация знаний | Определить опорные знания. | С: Беседа Н: Показ слайда | Показ изображения тюльпанов, василька, ромашки и нарцисса. - Вспомним основные правила при рисовании цветка с натуры и по представлению. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рисовать с натуры и по представлению простые по форме цветы. - Как вы думаете, что вам необходимо знать по данной теме, чтобы у вас получился красивый рисунок цветка? - Какого он цвета? - Какую форму имеет головка цветка? - Какой стебель? - Какие у него листья? - Из чего состоит цветок? Основные формы головок: чашечка(тюльпан), тарелка(ромашка), зонтик (василек), шарик с чашечкой(нарцисс). Основные формы стеблей: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и колючие, прямые и изогнутые Основные формы листьев: крупные и мелкие, резные и ровные, плоские и завёрнутые, различных форм. | Ответы детей. - Головка цветка, стебель, листья. СЛАЙД С ФОРМАМИ ГОЛОВОК, СТЕБЛЕЙ И ЛИСТЬЕВ | Ф | Самоконтроль, наблюдение учителем. | Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. К: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства, овладевать диалогической формой коммуникации. |
4.Изучение нового материала | Учить детей рисовать осенние цветы. | С: Беседа Рассказ Н: Показ слайда | - Ребята, мы неслучайно заговорили о цветах в эти солнечные осенние дни. - Давайте посмотрим на картинку и скажем, какую пользу мы получаем от цветов. - Правильно, цветы славятся не только своим разнообразием и цветовой окраской, но многие из них обладают лекарственными свойствами (мать-и-мачеха, ромашка, календула и мн. др.). - Многие виды цветов используют при изготовлении чая, в производстве парфюмерной продукции, при изготовлении, кремов, духов, масел и мн. др. (жасмин, ландыш, лаванда, роза, и мн. другие). - Мы с вами вспомнили и узнали много нового о цветах. И в настоящее время мы даже не сможем себе представить быт человека без цветов. - Конечно, любить цветы, уметь любоваться и восхищаться ими, бережно к ним относиться, это всё, что мы можем сделать для них. Но мы можем передать красоту цветов в своих рисунках. - Перед тем, как начать рисовать, повторим правила работы с акварельными красками: Работа с акварельными красками Основные правила работы с кистью и красками: Смочить кисточку в воде Излишки влаги отжать о край стакана с водой Набираем краску на кисточку лёгкими мазками Легко, не нажимая, кладём краску на бумагу или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая лист бумаги другой рукой. Нельзя: - кисточку тереть о краски и портить ей «причёску»; - долго держать кисточку в воде, т.к. она станет кривой; - пачкать краски грязной кисточкой; - смешивать краски для получения другого оттенка, для этого используй палитру. | Ответы детей. СЛАЙД С ПОЛЬЗОЙ ЦВЕТОВ | Ф | Самоконтроль, наблюдение учителя | П: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания. Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. К: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации. Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. |
5. Творческая практическая деятельность учащихся | Продолжить формирование графических умений и навыков. | П: Практическая работа Игра «Найди ошибку» Н: Показ слайда | - Рисование цветка состоит из следующих этапов: 1.Композиция рисунка. Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Затем тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе, его высоту и ширину. Проверьте композицию. 2.Выполнение карандашного наброска. Лёгкими карандашными линиями изобразите стебель, листья, форму и размер головки цветка. Проверьте соблюдение пропорций. Далее делаем абрис более точной формы стебля, головки и листьев. После добавляем детали, а именно: прожилки, тычинки, пушок и т.д. Затем определитесь в выборе цвета для вашего цветка. 3. Работа с цветом. На палитре подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья цветка, его лепестки, стебель основным цветом. 4. Прорисовывание деталей. Тонкой кисточкой прорисуйте детали цветка. Все сопровождается показом учителя на доске. Учащиеся рисуют под музыку Феликса Мендельсона «Весенняя песня». - Ребята, а теперь, после работы, давайте на примере быстрой игры закрепим тему: «Тёплые и холодные цвета». Игра «Найди ошибку» - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти две картины. Нам их принёс Незнайка. - Ребята, чего не хватает на этих картинах? - А как вы думаете, почему Незнайка их не нарисовал? - Я его попросила нарисовать две картины, чтобы на одной были цветы тёплых оттенков, а на другой холодных. Но он не смог выполнить до конца задание. Придётся вам помочь Незнайке. - Пожалуйста. Вот на доске прикреплены цветочные головки, один из вас составит букет из тёплых оттенков, другой из холодных. - А все остальные внимательно смотрят и проверяют правильность выполнения задания. Вопросы учителя: - Почему ты считаешь, что твой букет состоит из цветов тёплых оттенков (холодных оттенков)? - Какие цвета относятся к тёплым (холодным)? | - Цветочных головок. - Забыл или не знал. - К тёплым – которые напоминают цвет огня; к холодным – которые похожи на цвет неба, воды, льдин); (тёплые – красный, жёлтый, оранжевый и т. д.); (холодным – синий, голубой, фиолетовый и т.д.) | И | Самоконтроль, наблюдение учителя | Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. |
6. Подведение итогов. | Подвести итог деятельности учащихся на уроке. | С: Беседа Н: Выставка С: Оценивание | Выставка работ обучающихся. (Проводится на фоне музыкальных звуков произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). - Посмотрите, каким осенним, радостным и ярким, свежим и пёстрым стал наш класс! В своих работах, вы использовали яркие краски, сумели передать радость, удивление от того, что появились осенние цветы. Весна радуется вместе с нами. Молодцы! Берегите живую природу, радуйтесь вместе с наступающей осенью! Вопросы по уроку. - Оценку 5 получает…оценку 4 получает… | Показывают свои работы на фоне музыкальных звуков. | Ф | Наблюдение учителя | Л: понимать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
7. Рефлексия | Оценивать деятельность на уроке. | С: Беседа | - Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. | Оценивают соседа. | Ф | Самоконтроль | Л: давать оценку своим действиям |
8. Организационный момент | Организация работы детей. | С: Заключительное слово учителя | - Урок подошел к концу, убираем рабочие места. | Убирают рабочие места. | Ф | Наблюдение учителя | |