Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике для 3 класса первой ступени образования составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец"
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Цель программы - приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
-
Упражнения на ориентировку в пространстве
-
Ритмико-гимнастические упражнения
-
Игры под музыку
-
Танцевальные упражнения
Место учебного предмета «Ритмика» в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (127 ч.) 1 кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координации
Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.
Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкости
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Диско танцы
1. Танец «Вару-Вару»
- шаг-приставка по одному, в парах;
- прыжки по одному, в парах;
- хлопушки по одному, в парах;
- шаг-поворот по одному, в парах;
- полностью танец по одному, в парах.
2. Танец «Сударушка»
- шаг по л. т. по одному, движения рук;
- выход в парах;
- приглашение к танцу;
- «расходимся – сходимся».
4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
1. Танец «Самба»
- основное движение по одному, в парах;
- самба-ход на месте по одному, в парах;
- бота-фого по одному, в парах;
- виск по одному, в парах;
- виск с поворотом;
- самба-ход;
- самба-ход в променадной позиции;
- поворот под рукой;
- Вольта
5. Индивидуальное творчество
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
-
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Коли чество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Разминка. | 3 |
3 | Общеразвивающие упражнения. | 5 |
4 | Ритмико-гимнастические упражнения | 1 |
5 | Танец «Вару-Вару» | 4 |
6 | Упражнения на развитие координации движений. | 4 |
7 | Танец «Сударушка» | 4 |
8 | Танец «Самба». | 5 |
9 | Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). | 1 |
10 | Индивидуальное творчество. | 1 |
11 | Урок-смотр знаний | 3 |
№ урока | Название темы | Кол-во часов | дата | | |
1 четверть 9 ч |
1 | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | 02.09. | | |
2 | Разминка. | 1 | 09.09 | | |
3-4 | Общеразвивающие упражнения. | 2 | 16.09 23.09 | | |
5 | Ритмико-гимнастические упражнения | 1 | 30.09 | | |
6-8 | Танец «Вару-Вару» | 3 | 07.10 14.10 21.10 | | |
9 | Танец «Вару-Вару» | 1 | 28.10 | | |
2 четверть 8 ч |
10 | Разминка. | 1 | 11.11 | | |
11-12 | Упражнения на развитие координации движений. | 2 | 18.11 25.11 | | |
13-17 | Танец «Сударушка» | 5 | 02.12 09.12 16.12 23.12 30.12 | | |
3 четверть 11 ч. |
18 | Разминка | 1 | 13.01 | | |
19-20 | Общеразвивающие упражнения. | 2 | 20.01 27.01 | | |
21-22 | Упражнения на координацию движений. | 2 | 03.02 10.02 | | |
23-28 | Танец «Самба». | 6 | 17.02 24.02 03.03 10.03 17.03 24.03 | | |
4 четверть 7 ч |
29 | Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). | 1 | 07.04 | | |
30 | Разминка. | 1 | 14.04 | | |
31 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | 21.04 | | |
32 | Индивидуальное творчество. | 1 | 28.04 | | |
33-35 | Урок-смотр знаний | 3 | 05.05 12.05 19.05 | | |
С учетом выходных и праздничных дней 35 часов
Аннотация к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Ритмика» 3 класс
Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г Данная программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г..Программа составлена на основе оздоровительно-развивающей программы «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г.Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике и направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей. В программе «Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцтанцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля. Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи курса:
1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки; дать представление о танцевальном образе. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
4. обеспечить творческое развитие, эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
5. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
6. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
7.способствовать развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит: партерная гимнастика; тренаж на середине зала; танцевальные движения; композиции различной координационной сложности.
Описание места внеурочного предмета в учебном плане
Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся один раз в неделю (33 часа в 1 классе), (34 часа в год во 2 – 4 классах).