СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание ритмики для детей с ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ритмика для детей с ОВЗ является необходимым курсом, который должен быть заложен в учебный план общеобразовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья

Преподавание ритмики для детей с ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ритмика для детей с ОВЗ является необходимым курсом, который должен быть заложен в учебный план общеобразовательного учреждения.

Сложные и серьезные задачи стоят перед детьми с ОВЗ, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения здоровья.

Как известно, такие дети страдают многими сопутствующими отклонениями: они зажаты или излишне расторможены, у них неадекватная самооценка и, как следствие проблемы в общении. У детей с ОВЗ возникают трудности при выполнении некоторых упражнений, для преодоления которых требуется больше времени, чем для обучающихся основной группы.

Основная задача уроков ритмики компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить детей владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укреплению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность и уверенность.

К основным видам деятельности, используемым на занятиях по ритмике, относятся ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, с проговариванием речевок, стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя, упражнения с предметами, танцы, музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма. Многие понятия музыкальной грамоты легче усваиваются детьми через движение.

Основоположником ритмики как действенного метода музыкального воспитания является швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). Он искал новые пути в музыкальной педагогике. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько „я знаю", сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Главная роль здесь принадлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессору Московской консерватории) и ее сподвижникам и последователям — В. А Гринер, М. А. и Е. А. Румер, Е. В. Коноровой, Н. П. Збруевой, Н. А. Метлову, В. Е. Яновской, 3. К. Шушкиной и другим, которые творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально-педагогического метода и тем самым подняли его на качественно новую ступень. Были разработаны различные направления ритмики, усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения высоко эстетических образцов народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.

В работе советского ученого, невролога и психиатра В. М. Бехтерева "Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства" констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр. Поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала. Зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог направляет ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Свобода и непосред­ственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность ритмических занятий. Содержание и методика проведения этих занятий несомненно учитывает возрастные особенности и возможности детей.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста, но, к сожалению, в школу зачастую приходят дети, не ходившие в детский сад, и не имеющие самой элементарной подготовки. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность, несмотря на ограниченные возможности. Они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. По тому, как двигаются дети под музыку, педагог проверяет прочность приобретенных ими музыкальных навыков, судит об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявляет их творческие возможности. Музыка пробуждает в детях светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Они полны бодрости, радости, чувства гармонии и оказывают положительное влияние на развитие личности этих детей и возрождают в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма.

В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Это темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, которые и определяют тот или иной характер музыки. Обращая внимание учащихся на отдельные средства музыкальной выразительности, доминирующие в конкретном произведении, необходимо в то же время исходить из целостного восприятия музыки, рассматривать средства музыкальной выразительности в совокупности. Важнейшим фактором в музыкально-ритмическом движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.

Придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков у детей.

В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современного танцев), используются сюжетно-образные движения (движения животных, птиц, действия людей и т. д.). В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.

Занятия ритмикой оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, сплачивает ребят, повышает дисциплину, со временем у них появляется чувство ответственности и товарищества. Кроме того, у детей с ОВЗ развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение. Учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое, с шага на бег и т. д. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности ребенка с ОВЗ.

Так как занятия по ритмике проводятся под музыку, преподаватель должен с особой ответственностью подходить к отбору музыкальных произведений. Не всякая музыка используется в работе с движением, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия. В музыкальной пьесе или отрывке ярко представлено то средство музыкальной выразительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей (например, темповые изменения, динамические контрасты, особенности ритмического рисунка и другие). Движения должны вытекать из музыки, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. Использование на уроках ритмики высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.