Урок по русскому языку
в 4 классе
«Род и число имён прилагательных»
Подготовила и провела
учитель 4 класса
Евдокимова Т.Н.
Тема: «Род и число имён прилагательных»
Тип урока обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление знаний.
Цели
Обучающие: сформировать умение изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам
Развивающие: развивать навык образовывать однокоренные прилагательные от существительных
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку через открытие нового знания
Планируемые предметные результаты
Предметные:
Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных
Метапредметные УУД
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Личностные результаты
Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного и отношения к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; проектор, карточки для работы в парах, группах и для самостоятельной работы, аудио «Оранжевая песня» (припев)
Ход урока
I Организационный момент.
- И начнём мы наш урок с небольшой разминки.
Мы начнём урок с разминки
Выпрямляем свои спинки
Вправо, влево повернулись
И тихонько подтянулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора урок начать.
- Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.
II Актуализация знаний.
- А о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какова наша была тема? (Роль имен прилагательных в языке? Что обозначают и как образуются имена прилагательные?)
Рассказывают правило.
Высказывают предположения о роли прилагательных: имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?». Работа будет проводиться в парах. И посмотрим, как вы усвоили нашу предыдущую тему.
Работа в парах. Игра «Кто быстрее?»
1.Задание
- Придумайте имя прилагательное, обозначающее этот рисунок (картинки: роза, чашка, цыпленок, книга, мяч )
2.Задание
- А сейчас я буду называть имя существительное, а вы превратите его в имя прилагательное ( солнце – солнечный, ум – умный, стекло – стеклянный)
-Молодцы. Справились с заданиями.
III Минутка чистописания
- А сейчас открыли тетради и запишите дату, классная работа.
- Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
Показываю картинку с человечком.
- Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие по стране Знаний.
- Над письмом, каких букв мы будем работать , вы узнаете из загадок. Первые буквы в словах ответах – это и есть те буквы , над которыми мы будем работать.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (медведь)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?... (май)
- Посмотрите на доску.
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов
- Давайте составим предложение со словом медведь.
- Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?
- Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)
-А какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные, повествовательные).
IV.Введение в тему урока.
- Прочитайте слова. (на доске записаны слова: весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
-Что общего у оставшихся слов?(это имена существительные)
Что вы знаете об имени существительном?
Определите род и число имен существительных.
-
Ландыш – м.р., ед.ч.
-
Трава –,ж.р.,ед.ч.
-
Солнце – с.р.; ед.ч.
-
Ветерок – м.р.; ед.ч.
-
Птицы – мн.ч.
-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)
V. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое.
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
- Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
-А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
- Назовите тему и цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).
- Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
VI .Открытие нового знания
Связь имён прилагательных с существительными.
Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?
(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?
(Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.)
Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.)
- У прилагательных множественного числа род не определяем.
-У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .
- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)
Работа с правилом. Схема вывешивается на доске.
V I. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?
–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.
–Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.
Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.
Какие? Умн
красив
чист
бел
точн
нов
рыж
син
VII.Физкультминутка
VIII.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
1.Работа в парах. Работа в карточках.
Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
2.Формулирование вывода по плану.
- Сформулируйте вывод по следующему плану
-
Как изменяются имена прилагательные?
-
Как определяется род имени прилагательного?
-
На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).
- Молодцы. А как же определить число имен прилагательных?
- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?
IX. Итог урока. Рефлексия
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
– Оцените свою работу на уроке.
-Понравился вам урок?
-Научились ли вы чему- то новому?
Продолжают высказывания:
• Я узнал…
• Я повторил…
• Я запомнил…
– Какая задача перед нами стояла?
– Что нового узнали на уроке?
– Почему прилагательные называются именно так? Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.
– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится? Согласование.
– Что нового вы узнали об имени прилагательном? Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
- И закончить наш урок я хочу очень красивым стихотворением, которое нам расскажет _________________________________________.
-Я - слово замечательное,-
Сказало Прилагательное.-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит Художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Чей? Чьё? Чьи?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Она с Существительным живет на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
(А также… и в одном с ним падеже!)
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
X. Домашнее задание:
- Понравилось стихотворение? А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.
Инструктаж по выполнению. Упр. 13 с.9, выучить правило Инд. задание
- Спасибо за урок!