СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе "Род и число имен прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие  по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Род и число имен прилагательных"»

















Урок по русскому языку

в 4 классе

«Род и число имён прилагательных»



Подготовила и провела

учитель 4 класса

Евдокимова Т.Н.





















Тема: «Род и число имён прилагательных»

Тип урока обобщение и систематизация знаний изучение и первичное закрепление знаний.

Цели     

Обучающие: сформировать умение изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

Развивающие: развивать навык образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку через открытие нового знания

Планируемые предметные результаты

Предметные:

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного и отношения к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2часть» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; проектор, карточки для работы в парах, группах и для самостоятельной работы, аудио «Оранжевая песня» (припев)

Ход урока

I Организационный момент.

- И начнём мы наш урок с небольшой разминки.

Мы начнём урок с разминки

Выпрямляем свои спинки

Вправо, влево повернулись

И тихонько подтянулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора урок начать.

- Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.

II Актуализация знаний.

- А о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какова наша была тема? (Роль имен прилагательных в языке? Что обозначают и как образуются имена прилагательные?)

Рассказывают правило.

Высказывают предположения о роли прилагательных: имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?». Работа будет проводиться в парах. И посмотрим, как вы усвоили нашу предыдущую тему.

Работа в парах. Игра «Кто быстрее?»

1.Задание

- Придумайте имя прилагательное, обозначающее этот рисунок (картинки: роза, чашка, цыпленок, книга, мяч )

2.Задание

- А сейчас я буду называть имя существительное, а вы превратите его в имя прилагательное ( солнце – солнечный, ум – умный, стекло – стеклянный)

-Молодцы. Справились с заданиями.

III Минутка чистописания

- А сейчас открыли тетради и запишите дату, классная работа.

- Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)

Показываю картинку с человечком.

- Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие по стране Знаний.

- Над письмом, каких букв мы будем работать , вы узнаете из загадок. Первые буквы в словах ответах – это и есть те буквы , над которыми мы будем работать.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (медведь)



Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (май)

- Посмотрите на доску.

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов



- Давайте составим предложение со словом медведь.

- Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?

- Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)

-А какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные, повествовательные).

IV.Введение в тему урока.

- Прочитайте слова. (на доске записаны слова: весна, ландыш, солнце, тёплое)

-Назовите «лишнее» слово (тёплое).

-Что общего у оставшихся слов?(это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном?                                  

Определите  род  и  число  имен  существительных.  

  1.    Ландыш –  м.р., ед.ч.

  2.    Трава –,ж.р.,ед.ч.

  3.    Солнце – с.р.; ед.ч.

  4.    Ветерок – м.р.; ед.ч.

  5.    Птицы – мн.ч.

-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)

V. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

  • Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи). Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ? (прилагательное)  

-  Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

-А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

- Назовите тему и цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).

- Сегодня  мы  и  попытаемся  ответить  на  эти  вопросы.

VI .Открытие нового знания

Связь имён прилагательных с существительными.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

(У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.)

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

   -Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.)

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

     -Подберите к нашему   слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа (у доски).

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.)

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)

Работа с правилом. Схема вывешивается на доске.

V I. Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику (упражнение 8 с.7). Устно.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

–Имена прилагательные, имеющие окончания
-ые
, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син

VII.Физкультминутка

VIII.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

1.Работа в парах. Работа в карточках.

Прочитайте. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите число и род имен прилагательных.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

2.Формулирование вывода по плану.

- Сформулируйте вывод по следующему плану

  1. Как изменяются имена прилагательные?

  2. Как определяется род имени прилагательного?

  3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос  какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

- Молодцы. А как же определить число имен прилагательных?

- А если имя прилагательное стоит во множественном числе, мы можем определить род?

IX. Итог урока. Рефлексия

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

– Оцените свою работу на уроке.

-Понравился  вам  урок?

-Научились ли вы  чему- то  новому?

Продолжают высказывания:

• Я узнал…

• Я повторил…

• Я запомнил…

– Какая задача перед нами стояла?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так? Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится? Согласование.

– Что нового вы узнали об имени прилагательном? Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

- И закончить наш урок я хочу очень красивым стихотворением, которое нам расскажет _________________________________________.

-Я - слово замечательное,-

Сказало Прилагательное.-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит Художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Чей? Чьё? Чьи?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Она с Существительным живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она его не бросит в воде и на земле:

Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

(А также… и в одном с ним падеже!)

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

Не скажем "безобразное",

Не скажем маме "милая",

"Красивая", "любимая".

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-гательные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало.

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

X. Домашнее задание:

- Понравилось стихотворение? А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Инструктаж по выполнению. Упр. 13 с.9, выучить правило Инд. задание

- Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!