СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родителям о формировании орфографического навыка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родителям о формировании орфографического навыка»

Умение определять и находить орфограмму в слове является началом формирования орфографического действия.

Орфографическое действие – это целенаправленное действие пишущего по обоснованному выбору написания, которое осознается им как неоднозначное.

Орфографическое действие по своей структуре состоит из следующих ступеней:

  1. Постановка задачи: нахождение самой орфограммы по опознавательному признаку; определение её типа.

  2. Решение орфографической задачи: поиск способа решения в зависимости от типа орфограммы; определение последовательности шагов решения задачи (алгоритм); выполнение намеченной последовательности действий (работа по алгоритму); написание слова в соответствии с решением.

Для формирования орфографического действия необходимо научить ребенка:

  1. находить орфограмму;

  2. устанавливать тип орфограммы;

  3. соотносить орфограмму с определенным правилом;

  4. применять правила;

  5. осуществлять орфографический самоконтроль.

Все эти пункты в совокупности составляют алгоритм.

Для формирования орфографического действия ребёнка необходимо научить находить орфограмму, а чтобы находить орфограмму, нужно формировать фонематический слух.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Фонематический слух формируется в дошкольном возрасте. В этот период выполняет различительную функцию, т.е. обеспечивает различение слов (стол - стал, ел - ель и т. д.). В пять лет дети могут сознательно выделять звуки речи и сравнивать их.

При овладении чтением и письмом механизм фонематического слуха перестраивается, происходит формирование звукобуквенных образов слов. С началом орфографической работы у фонематического слуха появляется новая функция: способность слышать в слове фонему в слабой позиции.

На развитие и формирование фонематического слуха влияет:

  1. Общее здоровье и, прежде всего, тех органов, которые отвечают за речь: органов слуха, речевого аппарата.

Заболевания, недоразвитие, дефекты в них могут повлечь за собой нарушение фонематического слуха. Поэтому учителю следует сразу обращать на это внимание и обращаться за помощью к врачу или логопеду.

  1. Речевое окружение.

Ребенок не получает речь по наследству, он овладевает речью, перенимая её от окружающих, прежде всего, от ближайших родственников. Нечеткая, торопливая, «дефектная» речь взрослых может быть воспринята малышом в качестве «образца» с теми же самыми дефектами.

Фонематический слух лежит в основе такого важного умения, как орфографическая зоркость, которая является обязательным условием овладения орфографическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость - это способность, умение быстро обнаруживать в текстах, словах и словосочетаниях (которые предназначены для записи или уже написаны) орфограммы, а также определять их типы.

Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок: ученик знает правило, умеет его применять, но не видит орфограмм в процессе письма и потому ошибки не предупреждает.

Развитие у детей этого умения ещё остается слабым звеном в работе учителя. Условием, которое влияет на формирование орфографической зоркости является формирование уже в младших классах умения выделять наиболее общие признаки орфограмм.

Умение опознавать орфограмму не только на слух, но и зрительно является важнейшим фактором наличия орфографической зоркости. Выделяется два важнейших условия формирования орфографической зоркости:

  1. Знание самих опознавательных признаков орфографии.

  2. Владение рациональным способом действия (алгоритмом).

Орфографическая зоркость формируется постепенно, и зависит от систематичности и целенаправленности в подборе упражнений для урока.

Для успешного формирования орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на сознательное отношение к этому процессу и установка на выработку этого умения.

При систематической работе орфографическая зоркость автоматизируется и становится первым компонентом орфографического навыка.

Навыки - это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Отличие навыка от умения: навык – автоматическое действие, в отличии от умения.

Орфографический навык очень сложный, так как в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:

  1. Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.

  2. Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.

  3. Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).

  4. Умение подбирать однокоренные слова.

  5. Умение изменять форму слова.

Существуют определённые условия формирования орфографических навыков:

  1. Наличие базовых лингвистических знаний.

  2. Знание орфографических правил.

  3. Знание алгоритма применения правил.

  4. Наличие системы упражнений, отрабатывающих применение правил.

  5. Вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся.

  6. Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.

  7. Развитый фонематический слух.

Зная условия формирования орфографического навыка, становится возможным выделить ступени его формирования:

  1. Учебная ситуация порождает потребность в проверке орфограммы. Осознавая мотивы дальнейшего действия, школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

  2. Поиск способа действия. Опора на знание правил, указания, прошлый опыт.

  3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу.

  4. Выполнение самого действия по алгоритму, по этапам.

  5. Повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия.

  6. Появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия.

  7. Достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил.

Конечный этап формирования орфографического навыка в начальных классах не происходит, и возможен лишь в отношении простых, часто встречающихся орфограмм. На формировании навыка нельзя строить методику обучения орфографии в начальной школе. На этом этапе обучения основой должен стать самоконтроль, постоянное выявление орфограмм и их проверка, т. е. орфография должна быть усвоена осознанно.

Таким образом, можно сформулировать вывод, что орфографический навык – это автоматическое действие, в которое входит ряд умений, и чтобы сформировать его, необходимо использовать алгоритмы.