СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительный падеж окончания существительных женского рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительный падеж окончания существительных женского рода

Просмотр содержимого документа
«Родительный падеж окончания существительных женского рода.»

Урок русского языка в 3-м б классе по теме:

«Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

Учитель: Черкесова М.Н.

Цели:

Создание условий для:

-формирования умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;

-формирования умения употреблять в речи слова в этой форме;

-формирования умения определять род имен существительных во множественном числе.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Формирование УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу; Р

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Л

1) - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.

- Как правильно сказать? (Я записываю правильный вариант).

-Что вы можете сказать об этих словах в данном предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)

- Сегодня мы будем работать с такими существительными.

- Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.

2)Подготовка к письму.

- А сейчас

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою - 
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите дату, классная работа и тему урока.

3) Чистописание.

че од

Родина Россия Волгоград

Четыреста двадцать два года

- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения че и од.

- Какая ваша малая родина? (г. Волгоград)

- О чем вам говорит выражение “422 года”? (Волгограду 422 года)

3. Создание проблемной ситуацию. Целеполагание.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

- Прочитайте слова:

города

юбилеи

торжества

даты

- С каким событием можно связать эти слова? (422-летием Волгограда)

- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)

- Какого они рода?

- Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить сущ в начальную форму)

- Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.).

города (город – м.р.)

юбилеи (юбилей – м.р.)

торжества (торжество – ср.р.)

даты (дата – ж.р.)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

-Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке?

4. Открытие нового

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным в таблице. Р

- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Таблица на доске:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

-ов, -ев, -ей

-ей, 

-ов, -ев, 

5. Осознание и осмысление нового.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

-формируем умение работать в паре. К

- Прочитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)

В Волгограде миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).

- Какие музеи есть в нашем городе?

- А какие памятники?

- Как к ним нужно относиться?

- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски. Проверка.)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

-Попробуйте сделать вывод. ( Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.)

Физкультминутка

- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

Строители (ей)

Огурцы (ов)

Помидоры (ов)

Испытатели (ей)

Улицы() – ж.р.

а) – Существительные какого рода было последним в физкульминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?

- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?

Лужа –

Афиша –

Тысяча –

Мыш… –

Песня –

Синица –

Реч… –

Площадь –

Тетрадь –

Печ… –

- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)

-Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием –ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую).

-Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ. с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым.

Проверка, оценки.

6. Применение новых знаний.

Формирование УУД:

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

– Прочитайте текст карточки № 2.

-Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода?

Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).

- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках?

-Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.

Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.

8. Самостоятельная работа

А) Упражнение № 89

- Прочитайте задание в упражнении. Запишите слова из упражнения в столбик, а рядом те же слова во множественном числе.

Запись текста в тетрадь.

Б) Тест

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Огурцы

 

Улицы

 

Фабрики

 

Помидоры

 

Килограммы

 

Сапоги

 

Яблоки

 

Места

 

Задачи

 


10. Итог урока. Рефлексия

Формирование УУД:

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; П

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

-Над какой темой работали на уроке?

-Какой темой объединены слова и предложения? Почему?


Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран.

 · было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

 · меня удивило…

· мне захотелось…

 

11. Домашнее задание

По выбору:

1) ТПО, № 44

2) составить текст со словами из упражнения № 89 учебника.































Черкесова Марина Николаевна

400079, г. Волгоград, ул. им. Кирова, дом 132, кв.42

Тел. (8442) 42-49-53; 8-906-401-88-58

МОУ лицей № 10 Кировского района г. Волгограда

Учитель начальных классов

Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

Номинация «Урок в начальной школе»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!