СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Как воспитать человека в современном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация родительских собраний на духовно-нравственное воспитание

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Как воспитать человека в современном обществе"»

Глазунова Л.Ф.,

педагог МАОУ Петелинская СОШ,

филиал Криволукская ООШ


Сценарий « Как воспитать Человека в современном обществе»

Верю я, придёт пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра…

В. Пастернак



Характеристика

  • Педагоги

  • Родители

Форма

  • Внеклассная работа, родительское собрание

  • Методическая работа, сообщение, дискуссия

Цель:

Духовно-нравственное просвещение, осознание значения роли семьи, школы и социума в педагогическом воздействии на развитие нравственных, моральных качеств у детей.

Задачи:

  • Способствовать осознанию важности определения основополагающих жизненных ценностей для стратегии поведения личности.

  • Способствовать формированию у учащихся морально-нравственных качеств в становлении личности;

  • Развитие понимания значения общечеловеческих, этических форм выбора поведения в обществе;

План

I. Организационный момент. Постановка проблемы и целей.

II. Основная часть

1) Вступительное слово ведущего(с презентацией)

2) Просмотр мультфильма Г. Бардина «Адажио»

3). Обсуждение фильма-притчи

III. Заключительная часть, вывод







ХОД:

I. Оргмомент. Постановка проблемы и целей

II. Основная часть

1) Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия человеческого без фальши.

Уроки порядочности, справедливости, терпимости, добра даем мы с вами. Что вырастет из посеянного нами разумного и вечного зависит от всех нас.

Часто наши дети нам говорят, что им надоели наши «морали». Мы им это прощаем. А на этих «моралях» и держится сущность человеческая. Мы взрослые должны пробуждать духовность, способность преодолевать трудности, терпеливость, уметь делать правильный выбор в жизни…Казалось, эти истины все знают, ну чего же проще, но как это сложно воплотить в жизнь даже нам самим. Тем более привить их детям

Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своем содержании элементарна. Великие моралисты — Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.— сводили основ­ной смысл морали к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа («нагорная» в буквальном смысле означает произнесенная на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы поведать свое уче­ние народу): «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

В этих простых на первый взгляд словах душа мора­ли, ее назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего для того, чтобы на­учить нас, как относиться к людям.

Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово «мораль». Что это такое?

Понятно, что это — правила, которые регулируют К поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.).

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Если человек почистил себе картошку, то его поступок нельзя оценивать как моральный — это просто бытовой момент. Но если он помог почистить кому-то (бабушке, соседу, заболевшему другу и т. д.) — это поступок мо­ральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра и зла.

С этой позиции можно также оценить и отношение человека к природе, окружающей среде.

А еще с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (выра­батывать в себе моральные качества: милосердие, ответ­ственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступ­ки с точки зрения морали). Все это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, свое поведение с позиции морали — добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать.

Мораль это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к дру­гим людям, к окружающей среде и к самому себе с пози­ции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Иногда задумываются над вопросом о происхождении морали — откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни мора­ли в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.

Факты. За тринадцать веков до новой эры вели­кий библейский моралист Моисей провозгласил бес­смертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан) или Тору (священную кни­гу иудеев).

За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудре­ца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь»,— ответил мудрец. Это был Конфу­ций — китайский философ. Одним из первых он сфор­мулировал великий принцип гуманизма — «золотое правило морали».

Начало нашей эры. Иисус Христос в своем учении Провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь — наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода — мило­сердную, умеющую прощать и сотрудничать.

Существует еще одно слово, которое часто употребля­ют вместе со словом «мораль». Это слово «нравствен­ность». Многие ученые считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же все-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причем в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нрав­ственности? »

Некоторые ученые считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность — это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нра­вами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д. Из практической нравственно­сти постепенно вырастает мораль. Внимательно наблю­дая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди долго и тщательно их обдумывают и, наконец, формулируют четко определенное правило (норму) поведения. Значит, можно вполне обоснованно предположить, что мораль — это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-добро­му поступать. А нравственность — это уже практиче­ские поступки людей.

Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонрав­ный»). К злой нравственности относят все отрицатель­ные, недобрые дела и поступки. Примером злой нрав­ственности могут служить такие, например, суждения: «человек человеку — волк», «с волками жить — по-вол­чьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего — толкни» и др.

Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность только я, только для себя, а остальное — «гори все синим пламенем», «мне все до лампочки». Злая нравственность — это ко­гда человек (или группа людей) утверждает: я (мы) лучше и выше всех, наша вера лучше всех, наша нация выше всех, наша культура выше всех и т. д. Безуслов­но, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, может любить свою религию. Любовь — прекрас­ное чувство, в нем проявляются уважение и забота, т. е. добрая нравственность. Но как только человек (или группа людей) встает в позу исключительности и заяв­ляет: «Мое лучше всех», он (они) скатывается на пози­цию злой нравственности. Самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет к вражде, раз­деляет людей, толкает их на гибельный путь.

Основные ценности и нормы морали.

Под ценностя­ми принято понимать все то, что людям особенно доро­го, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценно­стей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предме­ты, явления. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят, выстраивается своя «пира­мида ценностей», составляющая неповторимый внутрен­ний мир каждого человека. Среди ценностей есть ценно­сти малозначительные, относительные, живущие корот­кое время. Но существуют и ценности особо значимые — главные человеческие ценности, живущие вечно и важ­ные для всех людей.

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая при­родная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные време­нем моральные нормы, ставшие общечеловеческими ду­ховными ценностями.

Вечно живут главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратни­чай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Люди всегда осуждали злобность, подлость, преда­тельство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но цени­ли доброту, мужество, честность, самообладание, скром­ность.

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как еще говорят, моральный идеал,— это человечность, гуманизм. С особой ясностью и про­стотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это, безу­словно, не означает, что нужно всех немедленно заклю­чать в свои объятия. Глупость, конечно. Гуманное отно­шение человека к человеку достигается только одним путем — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лже­свидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть мило­сердным и великодушным. Нужно уметь терпимо отно­ситься к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и про­является любовь к ближнему.

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм.


Добро и зло


Ситуация. Это произошло давно, в средневековой Ис­пании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его и взял к себе в замок. Мальчик стал ему приемным сыном и сводным братом его родной дочери. Дети выросли и горячо полюбили друг друга. Но, узнав об их чувствах, возмущенный отец прогнал юношу из замка: ведь тот был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой слу­чилась беда: ее выкрал монах-иезуит, старый подлец и развратник, пожелавший позабавиться с очередной своей жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от унизительного бес­честья. А честь и достоинство ценились выше самой жизни. Юноша, узнав о местонахождении девушки, про­ник в дом похитителя и нашел ее. Влюбленные пыта­лись бежать, но были обнаружены и окружены стражей. Положение стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом. Девуш­ка умирает. А юношу хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, сотворившим зло. Другие считают его поступок правильным, благородным — ведь он спас возлюбленную от бесчестья. (Об этом поведал М. Ю. Лермонтов в драме «Испанцы».)

Понятие «добро» отражает наше стремление к чело­вечности, гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному воз­вышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, ми­лосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о чело­веке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движение за возрождение и укреп­ление нашего Отечества, за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого граж­данина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Русский писатель В.Набоков вспоминал, как няня в детстве учила его: прежде чем что-либо сделать, спроси себя: «это правда? Это добро? Это стоит усилий?» может быть, стоит прислушаться к такому совету?

Всё что противоположно добру, есть зло. Это нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит ало, ведет к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жес­токость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскор­бляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуата­ция, захватнические войны, преследование инакомысля­щих, инаковерующих или людей другой национально­сти, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, по­вседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психоло­гию людей,— хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила до­стигаются за счет несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожи­лые люди стоят, когда халтурят на работе, когда исполь­зуют свое служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотече­ственников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.— все это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико. Ситуация. Невыдуманная история об одном выдаю­щемся русском актере. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каж­дой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало... Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли.

Нужно, помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный преступник стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, вста­ет перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы ее знаете: это глав­ный принцип морали — гуманизм. Ни об одном челове­ке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.


ВЫВОД:

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной крите­рий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение

2) Просмотр мультфильма

3) Обсуждение

III. Заключительная часть

Самое главное во всех сферах нашей жизни – найти и сохранить нравственную основу. Перед нами и нашими детьми всегда будет выбор: или соблазн лёгкого пути, или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения.

Вот как описывает этот выбор Н.А.Некрасов.

 

Средь мира дольнего

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую,-

Каким идти.

 

Одна – просторная

дорога торная,

Страстей раба.

По ней громадная,

к соблазну жадная

Идёт толпа.

 

О жизни искренней,

О воле выспренней

Там мысль смешна.

Кипит там вечная,

Всечеловечная

Вражда – война.

 

За блага бренные…

Там души пленные

Полны греха.

На вид блестящая

Там жизнь мертвящая

К добру глуха.

 

Другая – тесная

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвиобильные,

На бой, на труд.

 

За обойдённого,

За угнетённого,

Встань в их ряды.

Иди к униженным,

Иди к обиженным,-

Там нужен ты.

 

- Но до такой вершины нравственности ещё нужно подняться, а начинать следует с малого.

Ваше мнение: с чего?  Верно, с воспитания в себе положительных нравственных качеств (обраще

- Какие вы считаете самыми главными?

 (Обратиться к эпиграфу собрания)

Верю я, придёт пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра…

В. Пастернак

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.


Н. Заболоцкий

ТЕСТ

Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста.

Сумеешь ли ты:

1) пожертвовать своим временем,

чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;

2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной посту­пок;

3) простить своего обидчика;

4) оторваться от теле­визора, если нужно заняться делом;

5) защитить неспра­ведливо обиженного или более слабого;

6) сдержать слово, если обещал;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

Ключ:

(Если ответишь «да» три раза, ты — приличный человек, если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел!)

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Средь мира дольнего

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую,-

Каким идти.

 

Одна – просторная

дорога торная,

Страстей раба.

По ней громадная,

к соблазну жадная

Идёт толпа.

 

О жизни искренней,

О воле выспренней

Там мысль смешна.

Кипит там вечная,

Всечеловечная

Вражда – война.

 

За блага бренные…

Там души пленные

Полны греха.

На вид блестящая

Там жизнь мертвящая

К добру глуха.

 

Другая – тесная

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.

 

За обойдённого,

За угнетённого,

Встань в их ряды.

Иди к униженным,

Иди к обиженным,-

Там нужен ты.

 Н. Некрасов


В жизни по разному можно жить,

В горе можно и радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать,

И подарить его людям.

С. Островой






Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препят­ствует ей.


А. Швейцер (18751965), немецко-французский

философ, врач


Творить добро, как и грешить, можно одними и теми же способами, а именно: помышлением, словом и делом.

Георг Лихтенберг


Одним из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Л.Н. Толстой


Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно.

Виктор Гюго














Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.


Н. Заболоцкий







Верю я, придёт пора

Силу подлости и злости

Одолеет дух добра…

Б. Пастернак