СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Роль общения в развитии личностных качеств ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель родительского собрания: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Роль общения в развитии личностных качеств ребенка"»

Родительское собрание во 2 классе.

Тема: «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

  • рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

  • помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;

  • способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

  • помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

План проведения родительского собрания.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

  3. Вопросы для обсуждения.

  • Правила общения.

  • Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения родительского собрания.


« Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения»

А. Де Сент-Экзюпери


1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: - согнуть лист пополам; - еще раз пополам; - оторвать верхний правый угол; - оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

 2. Вступительное слово.

- Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

Человек постоянно связан с другими людьми тысячами невидимых нитей, в которых отражается всё богатство человеческих отношений. Однако из таких нитей строятся взаимоотношения в семье. Для каждого родителя свой ребенок уникален. Для ребенка его родители – также особенные люди, которые сначала являются единственно близкими людьми. В процессе общения достигается взаимопонимание, причем изначально – на самом внешнем уровне, со временем приобретая глубинные, содержательные формы. Это происходит благодаря тому, что общение в семье – самое искреннее, доброжелательное, свободное. Оно строится на непринужденных отношениях между детьми и родителями, позволяя наиболее полно раскрыться всем особенностям ребенка, его внутреннему миру.

Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ребенок приобретает и осваивает знания о себе, окружающих, мире, в котором он живет, от самых близких ему людей. Такой способ получения знаний наиболее эффективен. В передаче опыта взрослых детям заключается информационно-познавательная функция общения.

Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.

В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей. Я провела анкетирование по данной теме и предлагаю вам ознакомиться с результатами.

Вопросы анкеты:

1.Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?

2. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?

3. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

4. Сколько времени в день Вы общаетесь со своим ребёнком?

5. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?

6. Можете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

(Родители высказывают свое мнение в устной форме или при помощи сигнальных карточек)

- Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет вре­мени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ре­бенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со сво­ими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

3 Вопросы для обсуждения.

    1. Правила общения (Практические примеры).

Задание № 1.

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

Учитель:1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2.

У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой

Какой будет ваша реакция? (Родители высказываются)

Учитель: 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Задание № 3.

Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет « Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (Родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения)

Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

    1. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходи­мо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содер­жание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступно­сти, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы роди­тельского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым вес­ким принципом является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенкаэто признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителя­ми является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собствен­ного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его дос­тоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободря­ют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок дол­жен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пы­таются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно
избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание - это в ка­кой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совер­шенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей. «Что для вас значит призна­ние вами собственного ребенка?» Родители начинают говорить что угод­но, но не относящееся к сути признания. Признание - это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных гра­мот и благодарственных писем.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают интересы соб­ственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, кото­рые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких си­туаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на воп­росы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серь­езно.

Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родите­лей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, что­бы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонит­ся родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со сто­роны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет!

Народная мудрость говорит: «Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее хо­лить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей»

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адек­ватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти тре­бования останутся невыполненными.

Если ребенок физически и ду­ховно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхнос­ти. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иро­нии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для се­мей XXI в. Многие родите­ли объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступнымэто значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Авторитет родителей - важная составляющая успешности вос­питания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собствен­ного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение роди­телей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ре­бенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжес­ти совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить го­лос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабан­ные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик про­анализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, что­бы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прошение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни крити­ки со стороны своих детей.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные воз­можности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родите­ли, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музы­канты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

Разбор различных житейских ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.

Ситуации для обсуждения.

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.

Ситуация № 1

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»

Ситуация №2

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

-Мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Роль общения в развитии личностных качеств ребёнка». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 
Времени у вас 3 минуты.

ЕСЛИ:

  1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

  2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);

  3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);

  4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);

  5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);

  6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);

  7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);

  8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);

  9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 
    ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

-Почаще смотрите на своих де­тей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Всем родителям раздаются памятки для анализа.

Рефлексия.

Рефлексивно-оценочный компонент: покажите свое отношение к данному собранию. Спасибо!


Понравилось, узнал много полезного.



Мне все это уже известно, ничего нового.



Не понравилось.



Используемая литература

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. - 272с.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 класс. + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005. – 256с.

Интернет - ресурсы

http://vostrecova.ru/index.php/pedkopilka/roditelskie-sobraniya/roditelskie-sobraniya-v-nachalnoj-shkole Родительские собрания в начальной школе

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38116/Itemid,118/ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ " УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ"










Памятка. Правила благополучного родителя.

  • Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых роди­телей видеть взрослых детей в отцовском доме.

  • Чем меньше родители будут использовать в общении с собствен­ным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность при­нятия взрослыми детьми права на спокойную старость их роди­телей.

  • Чем чаще родители используют в воспитании собственных де­тей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

  • Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у соста­рившихся родителей почувствовать по отношению к себе про­явление терпения и терпимости от взрослых детей.

  • Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоск­ливой.

  • Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.


8