Работу выполнила
Семенова Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов
Родительское собрание.
Тема: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Цель: роль семьи в формировании личности ребёнка.
Задачи:
Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка.
Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок.
Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями.
Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.
Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Ход собрания.
Орг. момент
На входе родителям раздаются листочки разных цветов (жёлтый, синий, зелёный). Родители рассаживаются по цветам.
На фоне звучит музыка «Родительский дом».
- Здравствуйте, уважаемые родители.
Целеполагание
- Для того чтобы узнать, какова цель нашего собрания, предлагаем вам посмотреть видеоролик. https://www.youtube.com/watch?v=4CFuByjNT8I&feature=emb_logo
- Что вы увидели? Какова проблема?
- Итак, тема нашего сегодняшнего собрания «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Эпиграфом нашего собрания будут слова персидского поэта, который жил в 13 веке:
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.
Работа над темой
Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье.
В структуре нравственного воспитания можно выделить 4 основные правила:
1. Не делайте другим того, чего не желаете себе.
2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.
3. Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество!
4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.
А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»:
«Ваше собственное поведение - сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
- Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи.
- Предлагаем вам поучаствовать в судебном заседании. Жёлтый – прокурор, зелёный – адвокат, синий – присяжные. Я буду в роли судьи. На ваш суд буду представлены различные ситуации. Задача прокурора выдвигать обвинение, задача адвоката – защищать. Присяжные внимательно следят за процессом и выносят вердикт, с котором судья либо соглашается, либо нет.
1 ситуация
Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.
-Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?
После папиного молчания опять следует вопрос:
-А почему?
- Потому, отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. –Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.
-Мама, а Миша говорит…
-Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.
Вывод
В итоге присяжные должны вынести приговор маме и папе. Суть наказания состоит в том, что они должны уделять внимание ребёнку, отвлекаясь от своих домашних дел
2 ситуация
Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.
Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.
Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.
Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.
Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!
Мама: Муж – голова, жена – шея. Куда захочу, туда поверну.
Папа: Да ну тебя! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.
Мама: Ещё неизвестно, кто глупее – ты или я!
Вопросы по ситуации:
- Кто из родителей прав?
-В чём ошибка каждого родителя?
-Что может из этого выйти?
Вывод:
«У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
- Сейчас я прошу вас разделиться на две равные группы. 1 группа должна составить словесный портрет образцового родителя, 2 группа – образцового ребёнка. После того, как обе группы продумают свой ответ, мы сравним портреты.
- Вывод: какие качества есть у родителя, такие же качества будут и у его ребёнка.
Тест «Какие мы родители»(слайд 3-4)
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0 баллов. (слайд 5)
Менее 6 баллов. (слайд 6)
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 баллов.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?
Итог
Тренинговое задание «Ребенок».
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.
- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...
- Оторвите кусочек от мальчика.
Но мальчик всё же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...
Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика. –- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...
- оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.
- Какие вы можете сделать выводы на основе проделанной работы.
Рефлексия
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «CЕМЬЯ – ЭТО…». Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске. ( анализ предложенных ответов)