СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание и классный час в 5 классе "Роль семьи в формировании личности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Всему начало - отчий дом" и родительское собрание "Роль семьи в формировании личности я использовала в 5 классе, когда набрала новый класс. Знакомство с родителями и с ребятами.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание и классный час в 5 классе "Роль семьи в формировании личности"»

МОУ «Батуринская СОШ» Томского района













Классный час – круг общения

«Всему начало – отчий дом»











Подготовила и провела


Классный руководитель 5 класса


Сгибнева Ирина Алексеевна
















Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

  • формирование нравственного долга детей перед родителями

  • определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений

  • развивать способности коммуникативного общения

  • развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой


Подготовительный этап:

Песни «Родительский дом», «Погода в доме», «В доме моем».


Оборудование:

  • Плакат с высказыванием:

«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»

А.С. Макаренко

  • Плакат – рисунок «7 Я – моя радость»

  • «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина)

  • «Тучи» (5 штук) и «солнце»

  • «Поленья дров» (20 штук)

  • «Пламя»


План проведения.

(Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.)

  1. Вступительное слово.

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг.

Как вы думаете – почему?.. Да круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом нужно выполнять:

  • В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

  • Говорит один, все слушают, не перебивая.

  • Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.




Пролог. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»

Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описание погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. (Все по очереди высказываются.)

Мы сегодня будем, говорить по теме «Всему начало – отчий дом» Чтобы настроится на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни «Родительский дом»


Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом.

Что же такое дом? (отвечают все по кругу)

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Из чего складывается семейное счастье?

Каждому нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. (Плакат показать «7Я – моя радость»)

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя…?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я»

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крыльца, мы попадаем в дом. Тепло и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежеиспеченного хлеба, дымящегося кофе…

Откройте глаза.

Вам понравился этот дом?


Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин».) У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь.

(поочередно выходят дети, читают надписи на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту выполняет обязанность у вас дома?)

Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны)

  1. стирать

  2. приготовить обед

  3. мыть обувь

  4. ухаживать за домашними животными

  5. готовить ужин

  6. пылесосить в доме

  7. готовить завтрак

  8. поливать комнатные растения

  9. заниматься с младшими братьями, сестрами

  10. вынести мусор

  11. подоить корову

  12. сходить в магазин

  13. прополоть грядку

  14. отнести бабушке продукты

  15. вымыть посуду

  16. вымыть полы

  17. вскопать грядки

  18. погулять на улице

  19. принести воду

  20. заправит кровать

В «камин» положены все «поленья», прикрепляю и «пламя».

И вот уже весело потрескивают дров в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратите внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … И все-таки пример современных семей опровергает отчасти стихотворение о Еве.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

Там, где все заботы по дому лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (Разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень. Пересели.)




Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

  1. «С» – счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…

  2. «Е» – единая, единственная, единомыслящая, …

  3. «М» – маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная, …

  4. «Я» – ясная, яркая, языковедческая, …


В народных пословицах и поговорках хорошо связано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.

 В гостях хорошо, а дома лучше

 Дом вести, не бородой трясти.

 Без хозяина дом сирота.

 Дом невелик, да лежать не велит.

 Дом построить – не шапку на голову надеть.

 Домой придешь – хлеб- соль найдешь.

 Домом жить – обо всем тужить.

 Не красна изба углами, а красна пирогами.


(тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме»)

 В семье разлад, так и дому не рад.

 Согласную семью и горе не берет.

 Не нужен клад, когда в семье лад.

Продолжает звучать песня.


Обратите внимание на слова этой песни.

Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?

Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?


А теперь разгоним тучи над домом (ученики снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.

Вот уже засияло солнышко (прикрепляю «солнце» над домом)

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от вас самих и вашего поведения…

Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», – эта первая заповедь с обещаниями. В послании апостола Павла Ефесянам сказано « почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг не требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Эта будет и примером нравственного долга.

На Руси это издавна чтиво,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила.

Распрямясь перед сыновним лицом.

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд.

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Т. Кузовлева.

Предлагаю поразмыслить над следующими вопросами:

  1. Довольны ли вы тем, как живут ваши папа с мамой?

  2. Хотите ли вы, чтобы ваш брак был таким же? Почему?

  3. С кем из родителей у вас больше сходства в характере?

  4. Из-за чего ссорятся ваши родители?

  5. К кому вы чаще обращаетесь со своими проблемами?

  6. Возникают ли у вас разногласия с родителями?

  7. Как часто родители навязывают вам свои советы?

Раздать листы и карандаши.

А теперь еще одно задание. В листочках «Дети советуют родителям» пометьте карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям.

Я надеюсь, что последний пункт пометили все присутствующие. У вас есть уникальная возможность, придя домой, дать свой совет родителям.


Подведение итога.

Повторим упражнение, с которого начали встречу.

Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что у вас на душе?

И еще прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Всего вам доброго!































Дети советуют родителям.


 Не балуйте меня, вы этим меня портите.

 Не бойтесь быть твердым со мной.

 Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнять, это разрушит мою веру в вас.

 Иногда я делаю или говорю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации.

 Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

 Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать сам.

 Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

 Отнеситесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

 Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

 Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

 Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

 Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь. А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь.

 Никогда не говорите, будто вы совершенны и никогда не делали ошибок. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.


















Дети советуют родителям.

 Не балуйте меня, вы этим меня портите.

 Не бойтесь быть твердым со мной.

 Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнять, это разрушит мою веру в вас.

 Иногда я делаю или говорю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации.

 Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

 Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать сам.

 Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

 Отнеситесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

 Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

 Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

 Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

 Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь. А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь.

 Никогда не говорите, будто вы совершенны и никогда не делали ошибок. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.



Дети советуют родителям.

 Не балуйте меня, вы этим меня портите.

 Не бойтесь быть твердым со мной.

 Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнять, это разрушит мою веру в вас.

 Иногда я делаю или говорю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации.

 Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

 Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать сам.

 Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

 Отнеситесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

 Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

 Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

 Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

 Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь. А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь.

 Никогда не говорите, будто вы совершенны и никогда не делали ошибок. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.


МОУ «Батуринская СОШ» Томского района













Классное родительское собрание


«Роль семьи в формировании личности»











Подготовила и провела


Классный руководитель 5 класса


Сгибнева Ирина Алексеевна














2007 год

Анкета для учащихся

«Ребенок и его семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают

  1. У нас бывают разногласия, даже ссоры

  2. Мне бывает трудно дома

  3. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

  1. Меня во многом ограничивают.

  1. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

  1. Мне дают карманные деньги.

  1. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  2. Мне хотелось иметь больше самостоятельности.

  3. Родители заняты только собой.



  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

  2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?


Анкета для учащихся

«Ребенок и его семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают

  1. У нас бывают разногласия, даже ссоры

  1. Мне бывает трудно дома

  1. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

  1. Меня во многом ограничивают.

  1. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

  1. Мне дают карманные деньги.

  1. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  1. Мне хотелось иметь больше самостоятельности.

  1. Родители заняты только собой.


  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

  2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?


Анкета для учащихся

«Ребенок и его семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают


  1. У нас бывают разногласия, даже ссоры

  2. Мне бывает трудно дома

  3. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.


  1. Меня во многом ограничивают.


  1. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.


  1. Мне дают карманные деньги.


  1. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  2. Мне хотелось иметь больше самостоятельности.

  3. Родители заняты только собой.


Анкета для учащихся

«Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают


2. У нас бывают разногласия, даже ссоры

3. Мне бывает трудно дома

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.


5. Меня во многом ограничивают.


6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.


7. Мне дают карманные деньги.


8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.


Ход собрания.

  1. Слово учителя.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

  • Любовь умиления

  • Любовь деспотическая

  • Любовь откупа

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. Потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителями лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Этот взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдельное забором от общественным обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:

- Благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других,

- неблагополучным, когда он – баловень семьи. А затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растете как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.


Практическая часть.

Сейчас мы представим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья» Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты «Ребенок и семья», а потом им для сравнения раздают ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает анкеты для дальнейшего анализа ситуации в семье

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина?


Рассказать о классном часе и раздать родителям советы детей.

А Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть)

 Если ребенок живет во вражде, он учится …(быть агрессивным)

 Если ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины)

 Если ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других)

 Если ребенка хвалят, он учится … (быть благородным)

 Если ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым)

 Если ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей)

 Если ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя)

 Если ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым)

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире)


По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов.


В начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, на средней ступени обучения он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть вопросы. В результате успеваемость падает.

Развития ума, способность самостоятельно мыслить формируют и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Один из способов ее освоения – добросовестное выполнение домашних заданий.

Назначение домашнего задания:

 овладение навыками учебного труда,

 формирование умения работать с дополнительной литературой,

 воспитание ответственности, самостоятельности.

Оценки, которые получают ваши дети, это цена их труда. Почему же успеваемость снижается, почему ребята не хотят учиться?

Для того, чтобы это понять, надо учесть ряд разнообразных обстоятельств. Давайте попробуем вместе со мной разобраться.


Анкета для родителей.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?

  3. Интересуются ли они вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

  6. Проверяете ли вы, как учат они уроки?

  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения7

  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

  9. На «детских праздниках» – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

  11. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?

  12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

  13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?


За каждое «да» – 2 балла,

«отчасти, иногда» – 1 балл

« нет» – 0 баллов.


От 10 – 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли вы подобных данных?

Анкета для учащихся.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

  2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли с вами «по личным делам»?

  3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

  4. Знают ли родители ваших друзей?

  5. Участвуете ли вы в хозяйственных заботах вместе с родителями?

  6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы учите уроки?

  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия и увлечения?

  8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

  9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты, журналы?

  11. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?

  12. Бываете ли вы вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

  13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?

  14. Нравиться ли вам проводить отпуск вместе с родителями или нет?


За каждое «да» – 2 балла,

«отчасти, иногда» – 1 балл

« нет» – 0 баллов.


Тест № 1 для родителей «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

  1. Сколько раз тебе повторять!

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, чтобы я без тебя сделал (а)

  4. И в кого ты только такой (я) уродился (ась)!

  5. Какие у тебя занимательные друзья!

  6. Ну на кого ж ты похож (а)!

  7. Вот я в твое время!

  8. Ты моя опора и помощник (ца)!

  9. Ну что за друзья у тебя!

  10. О чем ты только думаешь!

  11. Какая ты у меня умница!

  12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

  13. У всех дети как дети, а ты?

  14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9 -10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13 – 14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.


Тест №2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

А) знаю всех

Б) знаю наполовину

В) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1-2 раза в четверть

В) ни разу

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к завучу

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

А) да, знаю

Б) частично

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет, но догадываюсь.


Подсчитайте количество высказываний А,Б,В.

Если лидирует ответ А: Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если ликвидирует ответ Б: Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.

Если ликвидирует ответ В: Вы и другие члены вашей семье должны помочь ребенку.

Ответив на поставленные вопросы, мы увидели причины вашей проблемы и теперь вы уже знаете, ходит ли ваш ребенок в школу с удовольствием или нет, зависит не только от школы, но и от семьи.

  1. Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое внимание на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Проблему, которую я сегодня подняла хотелось закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это6

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.


Если, вы, родители

Ласкатели, хвалители

Если, вы, родители

Купители, дарители

Если, вы, родители

Прощатели, любители

То знайте, вы, родители,

Что вы просто восхитители!


А если, вы, родители

Ругатели, сердители

А если, вы, родители

Кричатели, стыдители

Гулять неотпускатели

Собакозапретители

То знайте, вы, родители

Что вы просто крокодители!

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый ребенок уникален и точно также уникальны и наши с ним отношения. Вы должны объяснить ребенку, что он должен быть знающим, трудолюбивым, красивым и у него есть все возможности реализовать себя. Мы (и педагоги, и родители) – сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.

Великий ученый Ж.Ж.Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». А мы действительно хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, а для этого нужно усерднее работать в этом направлении. И на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что действия окажутся результативными. Залогом воспитательного успеха будут отличные знания наших детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания.

 Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.

 Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами)

 Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

Методические советы.

  1. Сделайте так, чтобы ребенку, захотелось рассказать о том, что они изучают в школе. Расскажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым предметом. Попросите показать его, по какому учебнику он занимается. Сравните вместе с ним, что вы изучали раньше и что он изучает сейчас. Заодно вы поймете насколько он знает материал параграфа. Докажите личным примером, что уметь решать трудные уравнения интересно.

  2. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

  3. Не угрожайте: «Если ты еще раз не сделаешь – ты у меня получишь!». Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение не улучшится, а результатов не прибавится.

  4. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

  5. У психологов есть понятие «тактильного голода». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат толчком к решению проблемы.

  6. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

  7. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

  8. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

  9. Задавайте вопросы вместо признаний.

  10. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

  11. Хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

  12. Создавайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  13. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.

  14. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы хотите.





 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ...

 Если ребенок живет во вражде, он учится …

 Если ребенок растет в упреках, он учится …

 Если ребенок растет в терпимости, он учится …

 Если ребенка хвалят, он учится …

 Если ребенок растет в честности, он учится …

 Если ребенок растет в безопасности, он учится …

 Если ребенка поддерживают, он учится …

 Если ребенка высмеивают, он учится …

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится …




 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ...

 Если ребенок живет во вражде, он учится …

 Если ребенок растет в упреках, он учится …

 Если ребенок растет в терпимости, он учится …

 Если ребенка хвалят, он учится …

 Если ребенок растет в честности, он учится …

 Если ребенок растет в безопасности, он учится …

 Если ребенка поддерживают, он учится …

 Если ребенка высмеивают, он учится …

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится …





 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ...

 Если ребенок живет во вражде, он учится …

 Если ребенок растет в упреках, он учится …

 Если ребенок растет в терпимости, он учится …

 Если ребенка хвалят, он учится …

 Если ребенок растет в честности, он учится …

 Если ребенок растет в безопасности, он учится …

 Если ребенка поддерживают, он учится …

 Если ребенка высмеивают, он учится …

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится …



Методические советы.

  1. Сделайте так, чтобы ребенку, захотелось рассказать о том, что они изучают в школе. Расскажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым предметом. Попросите показать его, по какому учебнику он занимается. Сравните вместе с ним, что вы изучали раньше и что он изучает сейчас. Заодно вы поймете насколько он знает материал параграфа. Докажите личным примером, что уметь решать трудные уравнения интересно.

  2. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

  3. Не угрожайте: «Если ты еще раз не сделаешь – ты у меня получишь!». Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение не улучшится, а результатов не прибавится.

  4. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

  5. У психологов есть понятие «тактильного голода». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат толчком к решению проблемы.

  6. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

  7. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

  8. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

  9. Задавайте вопросы вместо признаний.

  10. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

  11. Хвалите ребенка даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

  12. Создавайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  13. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.

  14. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы хотите.







Тест № 1 для родителей «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

    1. Сколько раз тебе повторять!

    2. Посоветуй мне, пожалуйста.

    3. Не знаю, чтобы я без тебя сделал (а)

    4. И в кого ты только такой (я) уродился (ась)!

    5. Какие у тебя занимательные друзья!

    6. Ну на кого ж ты похож (а)!

    7. Вот я в твое время!

    8. Ты моя опора и помощник (ца)!

    9. Ну что за друзья у тебя!

    10. О чем ты только думаешь!

    11. Какая ты у меня умница!

    12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

    13. У всех дети как дети, а ты?

    14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!


Тест № 2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

А) знаю всех

Б) знаю наполовину

В) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1-2 раза в четверть

В) ни разу

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к завучу

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

А) да, знаю

Б) частично

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет, но догадываюсь.


Подсчитайте количество высказываний А,Б,В.

Анкета для родителей.


Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?


  1. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?



  1. Интересуются ли они вашей работой?


  1. Знаете ли вы друзей ваших детей?



  1. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?


  1. Проверяете ли вы, как учат они уроки?



  1. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?


  1. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?



  1. На «детских праздниках» – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»


  1. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?



  1. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?


  1. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?



  1. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?


  1. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?



Анкета для учащихся.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».


  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?


  1. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли с вами «по личным делам»?



  1. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?


  1. Знают ли родители ваших друзей?



  1. Участвуете ли вы в хозяйственных заботах вместе с родителями?


  1. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы учите уроки?



  1. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия и увлечения?


  1. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?



  1. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?


  1. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты, журналы?



  1. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?


  1. Бываете ли вы вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?



  1. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?


  1. Нравиться ли вам проводить отпуск вместе с родителями или нет?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!