Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Родительское собрание:
«Карманные деньги у детей»
Работу выполнила
Аверина С.В.,
учитель математики
1 категории
г. Пермь
Форма проведения собрания: диспут
Цель собрания: привлечение внимания родителей к необходимости воспитания у детей разумного отношения к проблеме денежных отношений.
Задачи собрания:
1. Определить значение карманных денег для подростка.
2. Обобщить опыт семейного воспитания учащихся по вопросу денежных отношений.
3.Предложить практические рекомендации родителям по данному вопросу.
Оборудование и материалы к собранию:
- анкетирование учащихся;
- памятки родителям;
- ноутбук;
- экран;
- проектор.
Ход собрания:
1.Вступительное слово.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи. Деньги – вещь очень важная. По словам английского писателя Сэмюэля Батлера «Считается, что любовь к деньгам - корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег».
Дети и деньги – это проблема. И у этой проблемы несколько сторон. Если главная тема семейных разговоров проблема материального обеспечения, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты. Другая сторона проблемы – вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье. С одной стороны, многие боятся, что деньги испортят ребёнка, с другой стороны, дети должны учиться общаться с деньгами, знать им счёт. Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.
Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги подаренные, карманные и заработанные.
На сегодняшнем родительском собрании мы попробуем обменяться мнениями о значении карманных денег для подростка и ответить на вопрос: давать или нет детям деньги на карманные расходы?
Карманные деньги – это личные средства ребенка, которые он вправе тратить по своему усмотрению. Специалисты считают, что детям они совершенно необходимы, в первую очередь для того, чтобы те научились самостоятельно обращаться с финансами. Вы же не будете всю жизнь ходить со своим ребёнком по магазинам? К тому же они научат ребенка бережливости: имея на руках ограниченную сумму, он будет думать, что купить в первую очередь, а что – во вторую.
2. Работа в группах: плюсы и минусы наличия карманных денег у детей
Минусы наличия карманных денег у детей | Плюсы наличия карманных денег у детей |
1.Пустая трата денег на «бесполезное». 2.Деньги балуют. 3.Незнание цены деньгам. 4.Требование денег за выполненную работу. 5.Шантаж, желание торговаться. | 1.Умение разумно распоряжаться денежными ресурсами. 2.Знание цены деньгам. 3.Умение разумно тратить деньги. 4.Самостоятельность в принятии решения при выборе покупки. 5.Деньги придают уверенность в себе, независимость. |
Комментарий к таблице
Минусы наличия карманных денег у детей:
Противники карманных денег полагают, что, пока ребёнок мал, всё необходимое ему покупают родители. Сам он не может сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности.
Имея деньги, ребёнок постепенно станет капризным, избалованным, не способным сдерживать свои желания. Не зарабатывает сам, значит, не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое.
Уметь общаться с деньгами детей нужно учить, но для этого не обязательно начинать с карманных денег. Можно просто давать ребёнку поручение что-то купить.
Не стоит увлекаться играми в товарно-денежные отношения внутри семьи. Если это станет системой, то у ребёнка вряд ли разовьётся способность бескорыстной помощи другим людям. Практика показывает, что ребёнок отказывается «просто так» помогать даже близким людям.
Ребёнку может показаться, что выдаваемой суммы ему недостаточно, и он начнёт торговаться. Это может быть явный или скрытый шантаж с его стороны (слёзы, угрозы)
Плюсы наличия карманных денег у детей:
Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют поиски самостоятельного заработка, посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своим доходом.
Дети приучаются знать цену деньгам. Родители могут воспитать в детях бережливость, экономию, либо обратные качества - расточительность, высокомерие.
Давая деньги детям, нужно учить пользоваться ими разумно, ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет.
Наличие карманных денег создаёт возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определить приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Это приучает к терпению, к планированию расходов.
Карманные деньги придают детям уверенность в себе. Ребёнок, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя полноценной личностью. Если не давать детям деньги, то могут возникнуть отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег. Не исключены сначала мелкие, а потом более крупные кражи.
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему.
3. Вопросы родителям, результаты анкетирования учащихся.
1. С какого возраста можно давать детям деньги?
Психологи считают, что детям следует давать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой, а именно с 6-7-летнего возраста. Личные деньги - это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Он начинает чувствовать, что лично несет ответственность за потраченные им деньги.
(ответы учащихся на вопрос № 1)
2. Какую сумму следует выделять на карманные расходы?
Начинать нужно с малых сумм. Важно определить, сколько денег ребёнок может потратить «с умом». Не стоит забывать, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Давать сравнительно крупные суммы неразумно: старшие школьники могут отнять, выманить, уговорить купить что-то. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Следует обсудить вместе семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, но если уж обещали, то выполните свое обещание.
(ответы учащихся на вопрос № 2)
3. Как часто давать деньги?
Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Не каждый ребенок, если ему выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, сможет ими грамотно распорядиться. Он потратит сумму в первые же несколько дней, так как не умеет планировать. Некоторым детям более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц. Это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет». Но давать карманные деньги надо с оговоркой, на какие расходы предназначаются эти суммы, а какие траты полностью исключаются. При этом надо предупредить, что сумма выдается на определенное время и, что если ребенок истратит всю сумму сразу, дополнительного финансирования не будет.
(ответы учащихся на вопрос № 3)
4. Должен ли ребенок быть в курсе финансовых проблем семьи или участвовать в распределении семейного бюджета?
Нет денег – нет игрушек, мороженого, конфет. Есть деньги – можно купить все, что душе угодно. Это ребенок очень быстро осознает. Поэтому ребенок должен участвовать в вашей жизни и понимать, что деньги с неба не падают, а достаются тяжелым трудом. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты можно показать ребёнку все деньги, привлечь его в распределение средств на предстоящий месяц.
(ответы учащихся на вопросы № 4-5)
5. Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Если деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю - пусть сам ответит за последствия своего легкомыслия. Постепенно в сумму на мороженое и развлечения можно добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Если ребенок собирается сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку. Если у ребёнка есть цель – накопить деньги на определенную покупку, то можно помочь ему составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Видя цель, ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
(ответы учащихся на вопрос № 6)
6. Можно ли воспользоваться накоплениями ребенка?
Психологи советуют не пользоваться детскими сбережениями, даже если они вам срочно понадобились. Не посягайте на святое! А если вы предлагаете вернуть его сбережения с процентами, то это тоже чревато последствиями, что и в дальнейшем он с вами будет так поступать.
7. Надо ли контролировать самостоятельные траты ребенка?
У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.
(ответы учащихся на вопрос № 7)
8. Стоит ли лишать детей карманных денег за проступки?
На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Можно ограничить выдаваемые карманные средства, но полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, вообще попробует стащить деньги из вашего кошелька.
(ответы учащихся на вопрос № 8)
9. Нужно ли давать ребёнку деньги за выполнение домашних обязанностей?
Конечно же, не нужно. Ребенок имеет определенные обязанности в семье. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять. Заплатите ребёнку хотя бы раз, и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому. Он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы.
(ответы учащихся на вопрос № 9)
10. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе, за достижение каких-то результатов?
Конечно же, нет. Учёба - это, конечно, труд. Но это ещё и время определить, в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки». Некоторые родители устанавливают в балльной системе стоимость оценки, а в случае плохой оценки в школе или невыполнения задания в качестве наказания лишают ребёнка этих денег. К сожалению, на практике это часто срабатывает. Получается, что ребенок начинает выполнять какие-то просьбы или задания «из-под палки» - не для себя, а для кого-то. Некоторые родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.
Положительные моменты:
1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.
2. Дети стремятся меньше прогуливать уроки, а то и не прогуливать совсем.
3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, он стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.
Отрицательные моменты:
1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.
2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, в сумме денег за неё.
(ответы учащихся на вопрос № 10)
4. Упражнение «Чего нельзя купить за деньги»
Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что вы попали на ярмарку, где продается всё на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим. (Родители заканчивают фразы)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
Как видим, не всё на свете продается и покупается. Деньги - это только средство. Кроме них в жизни есть много прекрасного, чего невозможно купить ни за какие деньги.
5.Упражнение «Супермаркет»
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на втором этаже - обычные товары средней цены и качества;
• на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
- На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, получил хорошее образование, был здоров. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты... Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от всех трёх этажей супермаркета. И наши дети не исключение. В них есть то, что нам нравится, и то, что мы хотели бы изменить. Но в воспитании важен личный пример. Это самое интересное и трудное. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах, как распоряжаемся денежными средствами. И они берут с нас пример. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка - это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.
6.Заключение.
Итак, уважаемые родители, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов, - неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
И здесь актуально будет привести слова великого римского философа Сенеки:
«Если ты хочешь, чтоб человек был сыт, накорми его рыбой.
Если ты хочешь, чтоб человек был сыт всегда, научи его рыбачить.»
7.Памятка родителям.
И в заключении вам предлагаются памятки с полезными советами в отношении обсуждаемого вопроса.
Рекомендации:
«Как и за что давать ребёнку деньги?»
Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег. Нельзя давать ребенку деньги, попутно указывая: «Ты можешь, конечно, купить жвачку или шоколадку. Но из этой суммы нужно выкроить себе на поездку». Возможность распоряжаться карманными деньгами подразумевает право выбора, а в данном случае вы ребёнка лишаете этого.
Отказываясь, что-либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите.
Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный.
Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь, вдруг передумал её покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
Нельзя давать деньги в качестве вознаграждения за вымытую посуду, хорошее поведение или пятерку в дневнике. Карманные деньги – один из приемов воспитания самостоятельности, а не награда. Точно так же нельзя лишать ребенка финансов, если он получил двойку или не вынес мусор, – это уже похоже на манипуляцию.
Нельзя ругать ребенка, если он потратил сразу всю сумму и просит добавки. Отнеситесь к этому с пониманием: ребенок только учится управлять финансами. Если такие случаи повторяются, выдавайте ребенку деньги мелкими порциями, но почаще. А вот компенсировать истраченное не надо. Пусть терпеливо ждет очередной «зарплаты».
Нельзя спонсировать ребенка в зависимости от своего настроения или самочувствия. Этим вы навязываете ребенку роль просителя. Желание ребенка пополнить свой бюджет законно. Раз уж вы решили выдавать ему определенную сумму, держите слово. Исключение – ситуация, когда лишних денег объективно нет.
Нельзя увеличивать сумму «дотаций», если ребенок закончил четверть без троек или победил на соревнованиях. При этом опять же происходит привязка карманных денег к успехам ребенка, а эти понятия не должны смешиваться. Хотите сделать ему приятное, купите подарок.
8. Анкетирование учащихся «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»
1. Дают ли тебе родители деньги на карманные расходы?
2. Какую сумму?
3. Как часто?
4. Хватает ли тебе этой суммы денег?
5. Какую сумму денег ты бы хотел получать?
6. На что ты тратишь полученные деньги?
7. Контролируют ли родители трату твоих карманных денег?
8. Лишают ли родители тебя карманных денег за твои проступки (например, поведение)?
9. Дают ли тебе родители деньги за выполнение обязанностей по дому?
10. Дают ли тебе родители деньги за отметки в школе, за достижение каких-то результатов? (Или забирают за отметки в школе?)
10