СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова. Моя семья.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя разработка поможет закрепить тему"Родственные слова" на материале, посвященном Дню семьи-15 мая.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова. Моя семья.»

Урок русского языка во 2-м классе на тему "Моя семья".

Учитель: Колобкова Е.А.

(посвященный дню семьи – 15 мая)

Тип урока: урок обобщения полученных знаний

Форма проведения: групповая работа. Урок смешанного типа



Цели урока:

1.Совершенствовать все виды речевой деятельности.
2. Учить соотносить заголовок с основной мыслью текста.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас слов учащихся.
4.Развивать творческие способности учащихся, воображение, мышление.
5. Продолжить сотрудничество в малых группах под девизом: “Помогая другим, учимся сами!”
6. Привитие любви к самым дорогим и близким (семье).

Предметные результаты:- учащиеся должны знать все части слова и их значение

- подбирать однокоренные слова

- составлять нераспространенные и распространенные предложения

-находить основу предложения

- списывать тексты, правильно оформлять предложения на письме

-уметь применять правила правописания


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя орфографический и толковые словари.

Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга.

Личностные УУД: в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит групповая работа

















Ход урока

  1. Организационный момент.


-Для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам упражнение «Поздороваемся ладошками!». -Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                         Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. И так, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию.



2.Самоопределение к деятельности.

- Можно сказать , что на доске записано слово? Почему?

Е я с ь я м

-прочитайте правильно буквы;

- на какие группы можно разделить буквы;

– составить из букв слово;

- выполним звукобуквенный анализ ;

– запишем слово для переноса;

- придумать предложение;

- Кто объяснит значение этого слова?

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят. 

- Придумать предложение сначала нераспространенное, а потом распространенное и запишите в тетрадь. Подчеркните основу предложения

(Семья – лучшая школа дисциплины.)



3.Сообщение темы урока и постановка учебных задач

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

-Какие учебные задачи на уроке мы поставим перед собой?

- Правильно! Мы сегодня будем говорить о семье. Почему?

4. Словарная работа

-А сейчас я хотела бы, что бы вы отгадали о ком пойдет речь. Так описывают своих членов семьи маленькие дети. И так кто это?

- Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У неё есть любимый человек – дедушка. Кто она?   (бабушка)

-Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя.   (мама)

-Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить  (папа)

-Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает весёлое и грустное, хорошее и плохое. Что это?  (настроение)

-Как связаны между собой понятия «семья» и «настроение»?

                         (высказывания детей)



5. Списывание

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

                           Наши заветные слова!

 -Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина».          Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

- Создать семью нелегко, а сохранить – ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликты удаётся далеко не всем: недостаёт житейской мудрости. Именно этому, то есть житейским мудрости, учат нас пословицы и поговорки.

6. Работа в группах

– “Рассыпанные пословицы” (составление пословиц из слов в 6 группах)

            Народная мудрость.

1. В семье и каша гуще.

2. Вся семья вместе, так и душа на месте.  

3. Согласную семью и горе не берет.        

4. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

5. Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.

6. Вместе тесно, да врозь скучно.

7. В гостях хорошо, а дома лучше.

8. Дома и стены помогают.

9. Зачем клад, если в семье лад?

Задание: списать любую понравившуюся пословицу (можно ту, которая подходит к вашей семье); объяснить смысл своей пословицы;

7.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

8.Подбор однокоренных слов

Семья – семейство, семейка, семьянин, семейный.

8.Образование однокоренных слов

- Назвать ласково: маму – мамочка,

Папа – папочка, брат – братик, дочь – дочка.

9. Развитие речи

-А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей). Большое сердце — это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить:

10. Чтение стихов

-Много стихов написано о родителях, о семье. Давайте послушаем стихи, которые выучили наши ребята

 Дом, как известно всем давно, -

 Это не стены, не окно,

 Это не стулья со столом;

 Это не дом.

 Дом – это то, куда готов

 Ты возвратиться вновь и вновь,

 Яростным, добрым, нежным, злым,

 Еле живым.

 Дом – это там, где вас поймут,

 Там, где надеются и ждут,

 Где ты забудешь о плохом,-

 Это твой дом.

 Семья – это то, что мы делим на всех,

 Всем понемножку: и слёзы, и смех,

 Взлёт и падение, радость, печаль,

 Дружбу и ссоры, молчанья печать.

 Семья – это то, сто с тобою всегда.

 Пусть мчатся секунды, недели, года,

 Но стены родные, отчий твой дом –

 Сердце навеки останется в нём!  

11.Творческое задание

-Как вы можете выразить любовь к своим родителям на уроке русского языка? (Дети предлагают: написать больше признаков, которые охарактеризовывают наших милых родных; признаться им в любви). Задание: записать как можно больше слов, называющих признаки предметов, с пропуском орфограмм слабых позиций;

МАМА…(какая?)………………………………………………………………….

СЕМЬЯ...(какая?) …………………………………………………………………

– проверка записанных словосочетаний

12.Синквейн

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Семья.
Крепкая, дружная.

Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.



13. Итог урока. Рефлексивная деятельность детей по таблице (над доской):

На уроке:

Я приобрёл…………………….
Я научился……………………….
Я понял, что………………………
Было трудно………………………..
Было интересно……………………
Хочу сказать “спасибо”…………..

Спасибо вам, ребята, за ваши тёплые слова и стихи.

-Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

Помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей,

помните, что они были вами,

а вы будете ими».

Рисунки