«Роль импровизации в исполнении современных произведений»
В процессе принятия решения ввести в свой репертуар современное произведение музыкант - исполнитель сталкивается с рядом проблем:
- изучение современной нотной записи, условных систем фиксации нот, ритмов, тембров и других компонентов музыкальной ткани. Всё это требует от исполнителя детального исследования. Перед тем как начать исполнять произведение, исполнителю придётся произвести тщательный разбор нотного текста. Сам текст, при этом может выглядеть таким образом, что без словесных описаний и пояснений автора исполнение произведения становится невозможным;
- овладение современной фортепианной технологией, включающей в себя способы игры за пределами клавиатуры. Довольно часто встречаются произведения, в которых от исполнителя требуется весьма необычный способ игры на инструменте – игра на струнах. Это может быть вождение руками по струнам, щипки, удары и т.д.
- использование дополнительных предметов для препарации инструмента, т.е. специальная подготовка инструмента. Хочется отметить, что различные виды подготовки зачастую существенно вредят инструменту, и бывают случаи, когда инструмент уже не подлежит восстановлению, либо требует умелой и грамотной настройки;
- современная музыка не пользуется популярностью у аудитории. Существует ряд проблем, которые отталкивают слушателей от современной музыки, к таким можно отнести не умение воспринимать и понимать современную музыку, незнание особенностей современного музыкального языка и т.д., несомненно, это отражается на исполнителях.
Затрагивая тему о современной академической музыке, мы сталкиваемся с тем, что большинство исполнителей предпочитает так называемую «классическую» музыку. В понимании современного человека, «классика» включает в себя не только произведения венских классиков, но и произведения композиторов эпохи Барокко и Романтизма, а также сочинения композиторов ХХ века, в особенности Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Конечно же, термином «классика» прямиком и точно нельзя называть только конкретный музыкальный стиль, в широком смысле слова – это что-то признанное в десятилетиях, веках, эталон, это наследие мировой культуры. Не понимание и отторжение современного репертуара происходит от того, что ещё с раннего детства, в школах, детям не так часто показывают современную музыку, не учат её воспринимать и понимать. Это же идёт и из семьи, ведь многие родители воспитывают своих детей именно на «классической» музыке, стараясь всячески избегать творчества современных композиторов.
Из этого перед исполнителем современной музыки встаёт задача разрушить сложившиеся стереотипы о современной академической музыке. От него требуется умение показать, что в любой качественно сделанной композиции есть своя идея и логика.
Выделить факторы, которые подтолкнут исполнителей к изучению современного репертуара, трудно, большинство из них будут индивидуальны. К примеру, в разные периоды своей жизни А. Любимов, занимался разной музыкой, как говорит сам исполнитель «…видимо, моей подсознательной задачей всегда было уйти от мейнстрима» [3]. Одним из факторов интереса к исполнению современной музыки может стать интерес, к чему-то новому. Ведь играть то, что не играл ещё никто, даёт шанс исполнителю выделиться среди остальных, помимо этого новое, никем ранее не исполненное сочинение свободно от влияния исполнительской традиции, сложившейся в отношении сочинений с многовековой историей интерпретации.
Важным элементом современной музыки является импровизация, её истоки происходят из самых древних типов музицирования, когда процесс сочинения произведения творится именно в момент исполнения. История импровизации насчитывает множество её изменений: изначально смысл импровизации заключался в добавлении новой мелодии на уже существующее церковное пение в стиле органума. В дальнейшем её путь прошёл через сочинение неких мелодий на аккордовые последовательности в остинатном виде с различными сложными украшениями и т.д. к тому, что в итоге импровизация стала коронным номером у исполнителей-виртуозов.
В ХХ веке импровизация возродилась в таком направлении, как джаз, а также стала неотъемлемой частью деятельности тапёров в музыкальном оформлении «немого» кино. В 50-х годах ХХ столетия импровизация стала опорным принципом в формах авангарда. Современные композиторы активно продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях, что вызывает немало трудностей у исполнителей. До недавнего времени было принято считать, что искусству импровизации практически невозможно обучиться, в особенности, если у учащегося отсутствует абсолютный слух.
Как подчеркивал Д.Б. Кабалевский, «занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая - выработка интонационного и ладового слуха, вторая - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизации от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирование мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений... Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения)...» [5, с. 88].
Импровизация не возможна без знания законов и правил развития музыкальной мысли. Так Р. Столяр в своей книге о современной импровизации, отмечает, что особую роль в формировании умений импровизации, играют теоретические предметы, которые помогают изучить особенности музыки ХХ века, её суть, овладеть специфическими композиторскими техниками и т.д., а также большое влияние надо уделять регулярному посещению концертов или прослушиванию музыки. Ведь всё что исполнитель-импровизатор слышит вокруг себя, он может использовать в своей импровизации. Процесс изучения музыкальных техник, законов и приёмов разных эпох и композиторов трудный и требует как времени, так и постоянных занятий.
Существует большое количество видов импровизаций, но в целом можно выделить две большие группы в области музыкальной импровизации. На данный период времени её можно разделить на «стилевую» (тематическую) и «свободную». Каждая группа из выделенных импровизаций уникальна, хотя между ними можно найти сходства, такие как использование одинаковых выразительных приёмов. Связанно это с тем, что любая импровизация не может развиваться без законов музыкального искусства. Но помимо этого, между «стилевой» и «свободной» импровизацией есть значительные отличия.
«Стилевая» импровизация подразумевает тщательное изучение стилевой модели выбранной эпохи, проработке типов и видов фактурных приёмов, особенности мелодизации и детальное изучение гармонических особенностей. В процессе изучения данного типа, начинается работа с отдельными элементами, варьируется сопровождение, изменяется фактура, мелодия, тональность, форма.
«Свободная» импровизация – такой тип музыкальной импровизации, в котором нет заранее заданных правил, она не ограничивается стилистическими и жанровыми рамками, а также гармонически, мелодически и ритмически свободна. Именно в «свободной» импровизации исполнитель пытается отойти от всех внешних влияний и стилей. Однако Р. Столяр в своей книге о современной импровизации, выделяет факторы, которые могут повлиять на исполнителя, благодаря которым импровизацию можно будет считать не «свободной»:
• «личностный фактор: индивидуальные особенности личности импровизатора, его образование, воспитание, кругозор, психофизика, степень технической подготовленности;
• технический фактор: возможности инструмента, на котором исполняется импровизация, обусловленные его конструктивными особенностями, а также специфические особенности данного экземпляра;
• ситуативный (случайный) фактор: акустические свойства помещения, в котором исполняется импровизация, состав и настрой публики, а также различного рода случайности, которые вполне могут произойти во время концерта и повлиять на ход импровизации;
• фактор взаимодействия, проявляющийся в коллективной игре и являющийся результатом пересечения инициатив, проявляемых каждым участником импровизационного ансамбля» [6, с. 15].
Таким образом, из выше перечисленного можно сделать вывод, что взаимодействие и воздействие всех факторов оказывает большое влияние на исполнителя и на его импровизацию. Стоит отметить то, что хоть «свободная» импровизация творится стихийно, исполнитель к ней всё-таки готовится. Эта подготовка состоит не в заучивании готового текста и выстраивании готовых последовательных действий, а в регулярном пополнении приёмов импровизации.
Приёмов игры в «свободной» импровизации огромное количество. Обучение данному типу импровизации начинается с фантазирования на одном звуке, постепенно затрагивая соседние, использование различных сочетаний октав и впоследствии аккордов. Подробно изучаются различные лады и как их можно использовать в сочинении музыки, а также построение различных форм. Стоит отметить, что «свободная» импровизация не ограничивается игрой только на клавиатуре, она также затрагивает и струны, и может даже «потребовать» препарацию инструмента.
Список литературы
-
Барскова Н. Композитор Елена Анисимова: формула успеха в современной музыке - эксперимент, традиция, творческий поиск [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4556&level1=main&level2=article
-
Беседы с Альфредом Шнитке. Составление и предисловие А.В.Ивашкин. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 336 с.
-
Любимов A. Моя подсознательная задача всегда была уйти от мейнстрима...[электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=35408
-
Сапонов М. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М., 1982. – 77с.
-
Кабалевский Д. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. / В сб.: Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978 /.
-
Столяр Р.С. Современная импровизация. Практический курс для фортепиано: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 160с.
-
Шум это музыка: чему нас научил Джон Кейдж [электронный ресурс]. - режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/215-shm-eto-mzyka-chem-nas-nachil-dzhon-kejdzh/