СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль интеграции в образовательном пространстве урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье рассматриваются функции полифонии в тексте В.Богомолова "Иван" и фильме А. Тарковского "Иваново детство"

Просмотр содержимого документа
«Роль интеграции в образовательном пространстве урока»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова»

Иванова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории



Роль интеграции в образовательном пространстве урока

(урок внеклассного чтения по повести В.О. Богомолова «Иван»)

К работе на уроке привлекались два текста. Основной – повесть В Богомолова «Иван», вспомогательный - киносценарий В.Тарковского «Иваново детство».

Перед классом стояла задача: определить роль полифонии в повести В Богомолова «Иван» и киносценарии В.Тарковского «Иваново детство». ПОЛИФОНИЯ – многоголосие (особая организация художественного текста (прежде всего художественной речи), заключающаяся в том, что каждый персонаж, а также повествователь обладает своим взглядом на мир, своей речевой манерой. Особенностью полифонии является равноправие всех точек зрения на мир. Полифония в тексте объединяет или разъединяет голоса главных действующих лиц произведения

В качестве предварительного домашнего задания учащиеся должны были подумать над вопросами:

1 Можно ли утверждать, что полифония в тексте помогает передать правдивую атмосферу войны, воссоздать внешний и внутренний портрет Ивана (сравнить портрет Ивана в 1-ой и 9-ой главах повести, определить, с какой целью повторяет их автор).

2 С какой целью неоднократно даёт автор портрет казненных немцами разведчиков; показывает «аккуратную дырочку над глазом» Касатонова; заставляет читателя почувствовать «тошнотворный трупный запах»?

Данная теоретическая тема НОВАЯ для учащихся, поэтому выбранные мною методы проведения урока должны были, с одной стороны, способствовать формированию у детей знаний о таком художественном приёме, как полифония, с другой стороны, заставить их задуматься о неповторимости каждого вида искусства.

Текст Богомолова пронизан голосами персонажей, в том числе, подающимися как цитаты в речи повествователя, что ребёнку не всегда удаётся ВЫЧИТАТЬ.

Работая с текстом повести, дети говорили о том, что каждый голос помогает воссоздать мир, перевернутый войной и, как следствие, воссоздать правду войны.


Автор- повествователь: Ночная тишина то и дело всплескивалась отрывистыми пулеметными очередями: по ночам немцы методично,— как говорил наш командир полка, «для профилактики»,— каждые несколько минут обстреливали нашу прибрежную полосу и самую реку.


Гальцев: Новоселки большое, наполовину сожженное село.

Холин: …по всему фронту напихано столько войск, что тебе и не снилось!В полках СС достаточно собак, выученных для охоты на людей…


В центре этой войны судьба маленького мальчика, чей портрет помогает воссоздать полифония.

Через внутренние ощущения Гальцева можно понять, что пришлось пережить Ивану? Глядя на мокрую одежду Ивана, он чувствует «дрожь»

ПОЖИЛОЙ БОЕЦ : « тоскует бедолага», « страшней нет, чем тоска»

СТАРШИНА КАСАТОНОВ – «один из лучших в нашей армии охотников за языками». Об Иване: «Ему ненависть душу жжет».


ХОЛИН лет 27 ( Гальцев наслышан от разведчиков о его бесстрашии и находчивости )


«Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось. Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно – мстить до последнего. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!»)


Анализируя текст, дети приходили к выводу: полифония помогает осмыслить, что война – это искалеченное и убитое детство; война- насилие над душевным миром человека.

Свою точку зрения в понимание повести Богомолова внес режиссер Андрей Тарковский. В фильме жуткая реальность войны пропущена через сознание ребенка, а потому хотелось, чтобы после просмотра фрагментов фильма учащиеся по- иному стали воспринимать масштаб происходящего. Кроме того, предполагалось, что киноэпизоды фильма А.Тарковского ОЖИВЯТ текст Богомолова, заставят взаимодействовать читательскую и зрительскую деятельность учащихся.

Вместе с тем, перед учителем стояла ещё одна учебная задача: убедить многих учащихся в том, что кино – это не иллюстрация к тексту, а новое, собственное видение художника, навеянное текстом.

Накануне, на уроке культуры речи, детям было предложено написать собственный киносценарий, восстанавливающий происходившее в землянке Гальцева в момент отсутствия взрослых. Богомолов не говорит об этом в повести. («Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из-под нар» ) ».

Предварительно проводилась аналитическая работа по выделению деталей, кадров, героев и конструирование из этих отдельных частей целого. Однако варианты детских сценариев не отличались разнообразием. В представлении детей Иван играл в войну или в пиратов. Вместе с тем, что очень важно, создавая вариант сценария, ученики пришли к выводу, что не все в художественном тексте можно перенести на язык кино.

Просмотр киноэпизода игры Ивана с финкой и колоколом оказал сильное психологическое воздействие на восприятие учащихся. Полифония стала для детей зримой и слышимой. Они отметили надпись на стене: «Нас 8. Каждому из нас не больше 19 лет. Отомстите». Иван освещает её фонариком. Голоса, приговоренных к смерти, голоса тех, кто был в Тростянце (общее название территории, где происходило массовое уничтожение людей во время фашистской оккупации( недалеко от Минска ),за все годы второй мировой войны больше людей было уничтожено только в Освенциме, Майданеке и Трэблинце), голоса немцев и победные крики партизан. Дети отметили, что эти голоса преследуют Ивана, взывают к мести. Не остался незамеченным и призывный звук колокола.

Финальные эпизоды повести и фильма обсуждались детьми более осмысленно. Учащиеся рассуждали о том, что документы тайной полевой полиции - это тоже полифония.

(« Это были документы ГФП - тайной полевой полиции - группы армий Центр, относились они к зиме 1943/44 года. Докладные о карательных акциях и агентурных разработках, розыскные требования и ориентировки, копии различных донесений и спецсообщений, они повествовали о героизме и малодушии, о расстрелянных и о мстителях, о пойманных и неуловимых.…»; рассыпанные папки, словно дорога смерти, по которой прошли тысячи людей, немецкая речь, виселицы, гильотина…)


Эпизоды фильма помогли сосредоточить внимание учеников не только на внешних событиях, связанных с сюжетной канвой, но и на внутреннем мире героя, обострили внимание к отдельным кадрам, деталям, музыке.


Интеграция художественного и кинематографического текста позволила детям задуматься о пользе вдумчивого, медленного чтения и о том, что фильм – лишь одна из версий прочтения произведения.




2