СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль художественной детали в создании образа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль художественной детали в создании образа.»

Управление образования Красносулинского района Городской центр внешкольной работы «Досуг» Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей.



Секция: «Лексикология и стилистика»



Исследовательская работа

Тема: «Роль художественной детали в рассказе М.А.Шолохова «Жеребенок».



Автор работы:

Марченко Дарья Андреевеа ученица 8 класса МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы

Руководитель:

Буракова Елена Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы.

г. Красный Сулин

2018г.





Содержание.



Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. "Художественная деталь в литературе………………………………………………………….4

1.1. Функции художественной детали………………………………………4



Глава 2. Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека ………………………………………………………………..5

2.1.Визуальная деталь………………………………………………………6

2.2.Звуковая деталь…………………………………………………………7

2.3. Одоративная деталь ………………………………………………………………………………………………..7

2.4. Осязательная деталь…………………………………………………..8



Заключение……………………………………………………………………9



Список использованных источников и литературы....................................11




















Введение

Однажды, когда я взяла в руки книгу нашего земляка, великого русского писателя М.А.Шолохова, поймала себя на мысли, что меня завораживает поэтический строй языка автора, необычайность его речи и манера раскрытия главной мысли текста.  В «Донских рассказах» Шолохов показывает преступность гражданской войны 1918 года, её губительные, разрушительные последствия, как для России, для «тихого дона», так и для человека. На первом месте в рассказах стоят не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный, общечеловеческий смысл трагедии. За годы войны и красные, и белые проходят процесс расчеловечивания. Все христианские и общечеловеческие ценности забываются ими. А, ведь, обратный процесс – в очеловечивания идёт гораздо труднее. По мнению некоторых критиков, один из лучших рассказов донского цикла - «Жеребёнок» представляет собой вариации на библейские темы. Шолохов, как бы интуитивно, исходит из признания того, что душа человека «- по природе христианка», как писал Б.Л. Августин. Вчитавшись в текст повнимательнее, я поняла, что огромную роль в произведении играет художественная деталь. Именно она делает его притягательным, и свое внимание я решила остановить именно на художественной детали.

Предметом  исследования  моей работы является роль художественной детали в воссоздании эмоционально-чувственного богатства мира и человека.

Цель  работы:  познание  диалектики  развития человеческой души и ее  роли  в  описании  трагических  противоречий  XX  века.

Задачи:

·     Анализ  художественных образов рассказа.

·     Определение  изобразительно-выразительные  средств  языка,  используемых  автором,  при  передаче  состояния  природы.

·     Оценка  формы  воплощения  авторской  позиции  через художественную деталь.

Методы  исследования:  теоретическое  изучение  проблемы  по  литературным  источникам;  анализ  изобразительных  средств,  использованных  М.  Шолоховым. 

Актуальность  темы  заключается  в  интересе  людей  к  прочтению  художественных  произведении.  Исходя  из  этого,  осмелюсь  предположить,  что  большинство  людей  обращают  внимание  на  художественные детали  и  их  влияние  на  смысл  произведения  в  целом. 

Гипотеза  исследования:  Я  предполагаю,  что  художественная деталь позволяет передать диалектику человеческой души.  На  мой  взгляд,  её роль    достаточно  значима,  и  является  важным  звеном  в  создании  произведения,  и  дает  наиболее  полное  представление  о  мыслях  автора,  изложенных  в  тексте.

  Так что же такое «художественная деталь» в литературном произведении, какова ее функция?

Глава 1. Художественная деталь в литературе

1.1. Функции художественной детали.

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

В литературоведении выделяются следующие функции художественной детали:

выделительная. С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных;

психологическая. Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа;

фактографическая. Деталь характеризует данный факт действительности;

натуралистическая. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление;

символическая. Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни;

импрессионистическая. Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение.

Детали помогают представить описываемых героев со всеми их неповторимым особенностями, во всей их непохожести. Деталями в художественном произведении могут служить предметы, окружающие; героя, жильё, мебель, одежда, еда. Особенности внешнего облика, жесты героев—и это детали. Их роль в произведении—дать представление об индивидуальности героя, о неповторимости явления, создать яркий образ.

Подобно тому, как из кусочков мозаики складывается большая мозаическая картина, из художественных деталей, из отдельных образов слагается просторная целостность литературного характера, повествования и описания. Деталь, разумеется, подробность в картине целого, но не всякая подробность—деталь, а лишь та, которая насыщена энергией индивидуального видения. В том, чего мы часто не замечаем, зоркое око художника видит не только проявление бесконечного разнообразия жизни ,но и такие подробности, в которых вещь, явление, характер поворачиваются к нам иногда самой существенной своей стороной.

Глава 2. Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека

Художественная деталь — это своеобразная cистема образов-ощущений, которая создает эффект объемной «художественной стереоскопии» авторского стиля. Мастерство М.А. Шолохова, проявилось, прежде всего, во впечатляющих по силе воздействия сопоставлениях природных процессов с духовной жизнью персонажей. Такой эффект создается благодаря продуманной писателем системе художественных деталей, их безупречно выстроенному ансамблю, включившему в себя следующие виды художественных деталей: визуальные, звуковые, одоративные и осязательные детали.

2.1.Визуальная деталь.

«Визуальная деталь» – характеризуется визуально-цветовая разновидность данного типа детали как наиболее выразительная в художественном отношении, ведь произведение Шолохова прямо-таки переливается различными цветами густо-облепленной изумрудными мухами, на шелковистом багрянце мака .

Одна из важнейших функций цветовых деталей в рассказе – служить средством психологического анализа. Большое значение для того или иного восприятия цвета имеет внутреннее состояние героя в данный момент.
При этом один и тот же цвет может по-разному влиять на персонажа в неодинаковых обстоятельствах. В начале рассказа, когда жеребенок только появился на свет, автор использует цветовую деталь на шелковистом багрянце мака[25] для того, чтобы показать, как рождение крохотного жеребенка на лоне природы сопротивляется безумию войны, что даже в это жестокое время человек замечает, что природа великолепна, и появление на свет новой жизни помогает пробудить прекрасное в герое. Через месяц, кода эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней, Шолохов использует цветовую деталь «краснорожие староверы»[27] , чтобы показать весь ужас влияния войны на внутренний мир человека. Восприятие цвета на страницах рассказа Шолохова в психологическом плане выполняет двойную функцию: служит импульсом к перемене настроения или следствием душевных переживаний героев. Кроме того, особое значение визуально-цветовые детали имеют в авторских отступлениях, создающих ту или иную атмосферу повествования.

Анализ визуально-цветовых деталей свидетельствует о преобладании в рассказе черного («густо зачернели»[27], « черной кровью» [28]) и красного цветов (спектр значений которого может символизировать самые разные оттенки человеческих отношений). Не случайно именно это сочетание красок дает в финале рассказа самую впечатляющую художественную деталь. Но наряду с этими цветами автор использует и зеленый — цвет надежды, жизни(« зелеными гребенчатыми волнами»[25], «Небо, лес, песок — все ярко-зеленое, призрачное…»[28]), что дает надежду читателю на торжество жизни над смертью.

И читая рассказ, невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны. Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание – должны быть сильнее войны! Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного.

2.2.Звуковая деталь

«Звуковая деталь» – отмечается, что звукообраз в художественном мире «Жеребенка» выступает либо в качестве одной из многочисленных подробностей сложного образа мирной жизни, либо в функции художественной детали. Ничто не существует в шолоховском мире вне звучания: громкого, мелодичного или тихого, почти «беззвучного». Даже тишина, безмолвие — это тоже область звучания. Разнообразие звуков в шолоховском мире бесконечно. Это и звукообразы войны (град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни, глухо гудела земля[26] ), и звуковое оформление картин природы, и звучание её голосов при (знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, разок-другой хлопнул крыльями[27]). Подлинная «симфония» войны и мира…
Звуковые детали у Шолохова усиливают напряжение эмоциональной атмосферы в рассказе, в частности, на основе контраста звука и тишины.

2.3. Одоративная деталь

 «Одоративная деталь» – показывает, что сфера ароматов является доминирующей в эмоционально-чувственном восприятии мира героями рассказа. При этом в сфере запахов эмоционально-оценочные реакции героев и автора преобладают над нейтральными. Восприятие запахов зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, а также от отношения воспринимающего субъекта. Это делает обонятельный фактор столь интересным предметом при анализе шолоховской поэтики. 
Запахи, в данном произведении, сопровождают нас в мирной обстановке, когда человек замечает прекрасное вокруг себя.(Свежий хворост был медвяно-пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей попахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны[27])
Запахи, связанные с эмоциями, оказывают влияние на поведение персонажа. В шолоховской картине мира образы-одоранты обладают мощным мотивационным воздействием, могут привлекать или отталкивать, давать ощущение счастья или предчувствие горя.
(
Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка—рыжую Трофимову кобылицу—вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче[26].)
Обонятельные микрообразы несут в рассказе важную эмоционально-психологическую нагрузку, служат средством психологического анализа, «знаком» человеческих взаимоотношений.
2.4. Осязательная деталь

 «Осязательная деталь» – отмечает, что, с точки зрения психологии ощущений, осязательная чувствительность подразделяется на четыре основных вида: боль, тепло, холод, прикосновение. 
Все перечисленные разновидности ощущений широко представлены в рассказе Шолохова. Герои прикасаются к окружающим предметам(увидев, как жеребенок, подрагивая от напряжения, сосет его, Трофимову, рыжую кобылу, растерянно пошарил в карманах, дрогнувшими пальцами нащупал кисет и, слюнявя цыгарку, обрел дар речи[26]), друг к другу, чувствуют нестерпимую боль(Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодавший живот, захлебываясь, судорожно икая, их бросает в жар и в холод[27] . 
Некоторые признаки осязания автор сознательно использует как знаки. В самом начале рассказа Шолохов вводит деталь, передающую общее состояние всего живого во время гражданской войны. (Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле[25] ). Завершает рассказ автор еще одной осязательной деталь, которая, несмотря на испытываемую героем боль, передает основную мысль всего рассказа — человек в любое время должен оставаться человеком. ( корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью[29])

Заключение.

Углубленный анализ художественной структуры рассказа «Жеребенок» показывает, что психологические ситуации, в которых скрыто эмоциональное напряжение, не выражаемое речевым контекстом, встречаются у М.А. Шолохова достаточно часто. Прямой смысл текста не совпадает с его скрытым, неявным эмоционально-психологическим наполнением, как правило, более глубоким и драматичным. Это позволяет со всей уверенностью говорить о традиции чеховского «подводного течения», о поэтике психологического подтекста в системе художественных приемов создания образа , которая выражается с помощью подтекстовой детали. Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный жеребёнок-ужас. Крохотный огонёк жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны. « Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни незбывную сладость материнской ласки». Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. Первой мыслю Трофимова было убить жеребёнка, а в конце рассказа он жертвует собой, спасая его. Делая свой выбор Трофимов знал, наверняка, что белоказаки не пощадят его. Но он отдал всё–таки свою жизнь за «меньшого брата». Так, на мой взгляд, Шолохов показывает, как человеческая душ противится жестокости. Здесь велика роль художественной детали. Вспомним, как эскадронный, чьи пальцы привыкли сжимать револьвер, неуклюже плетёт половник для вареников. Автор показывает сопротивление своих героев злу войны, через возврат к трудовым, исконно- крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка: «Ведь, на нём после войны можно будет пахать». И весь рассказ-это спор войны и мира. Жеребёнок мешает бою, он пробуждает жалость, а ведь этого на войне не полагается. Люди отвлекаются на него - «а хвост, как у лисы…Замечательный хвост!» [26]Но, к сожалению, жеребёнок не может примирить враждующие стороны. Казачий офицер, будто сочувствующий жеребёнку, приказал не стрелять в Трофимова, и никто приказа не нарушил. Так новая классовая мораль отступает перед моралью традиционной. Казачий офицер, на время стал просто человеком. Крик жеребёнка, попавшего в беду, заставил противников на время забыть, что они враги. Малыш спасён, но его спаситель убит выстрелом в спину, подло, по предательски. Этот неожиданный финал показывает насколько автор далёк от иллюзий скорого разрешения проблемы между красными и белыми. И самый лучший выход из создавшегося положения был подвиг самопожертвования. Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа. Всё, что связано с жеребёнком и его матерью окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк». Напротив, всё связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», ит.д. Со времени написания рассказа прошло немало лет, но рассказ не утратил своей актуальности. Шолохов оценил гражданскую войну, как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда, жизни, но и предупреждение, пророчество на будущее. В этом, наверное, и есть ценность рассказов М.Шолохова. И понять все это мне помог анализ художественных деталей произведения


Список использованных источников и литературы

1. Н. Г. Гольцова. Л. Ф. Копосов. Мысли о русском слове. Хрестоматия. / Москва, 1997г. C.180.

2. М. Н. Кожина. Стилистика русского языка. / Москва, 1983г. С. 120.

3. Современный русский литературный язык.//под редакцией П. А. Леканта./М., 1996г. С. 130.

4. В. М. Мокиенко. Образцы русской речи. /Ленинград, 1986г. С. 150.

5. Д. Э. Розенталь. И. Б. Голуб. М. А. Теленкова. Современный русский язык. /Москва, 1995г. С. 180.

6.А. В. Степанов. Стиль Михаила Шолохова. //Журнал «Русский язык в школе», №2, 2000г.с. 160.

7. ТСРЯ: С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. /М., 1999г. С. 650.

8. Михаил Шолохов. Собрание сочинений. Донские рассказы. /Москва, 1956г. С. 157.

9. Л. Г. Якименко. Творчество М.А.Шолохова. М., 1970. С. 235.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!