СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в повышении качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в повышении качества обучения»

Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»

Мой доклад направлен на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками. В каждом классе любой ученик индивидуален, к каждому нужен именно свой подход. В чём же заключается роль классного руководителя:

I. Создание атмосферы эмоционального комфорта

  Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Над этим должен работать не только учитель на уроке, но и классный руководитель. Можно выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта:

  1. Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

  2. Я – слушаю, меня – слушают…”  Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым.

  3. Наша сила – в единстве”  Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным.

  4. Меня видят таким, какой я есть”  Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”. А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

  5. Я стремлюсь стать лучше”  Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне.

  6. Жизнь после школы”  Мы знаем, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем многочасовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

  1. Развитие познавательного интереса.

Каждому классному руководителю необходимо формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;

  • координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

  • привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школе.

  • координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

Изучение познавательных интересов и склонностей у учащихся должно осуществляться и учителями и классными руководителями. С этой целью можно рекомендовать:

  • провести анкету, сочинение, интервью;  знакомиться с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный материал;

  • для выявления познавательных и практических умений в течение учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовать смотры-конкурсы;

  • данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой.

Составляя краткие характеристики на каждого ученика, в них надо предусмотреть индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание - характер, стойкость, глубину. Характеристику дополнить фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности. Перед индивидуальной работой классного руководителя с учащимися ставятся две взаимосвязанные задачи:

  1. Выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся.

  2. Целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.

Решение этих задач может протекать и последовательно и одновременно.

В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.

Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи:

  1. Пополнение данных об интересах детей.

  2. Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.

Для развития познавательных интересов с помощью семьи необходимо:

  • беседовать по интересующим учащихся вопросам;

  • побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;

  • проводить познавательные игры;

  • рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников; беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);

  • побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.

Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендую те, которые получили достаточную апробацию в нашей школе: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; познавательные игры, игры-путешествия, походы и экскурсии.

  1. Использовать различные формы освещения интересующих учащихся вопросов: обсуждение новой книги, чтение стихов современных поэтов и др.

  2. Систематически проводить информации, в которые включать раздел «О самом интересном», освещать вопросы экономики, политики, культуры, науки, литературы, искусства в зарубежных странах.

  3. Готовить выступления учащихся перед товарищами в классе, в творческом коллективе, перед учащимися младших классов по разнообразной тематике.

  4. Направить деятельность актива класса на сбор материала, связанного с историческими событиями.

III. Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника. Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:

  • дети не чувствуют свою значимость;

  • с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;

  • детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет или тестов.  

Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.

Классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

Таким образом:

  • понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;

  • хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;

  • наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;

  • уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;

Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды, самооценку учащегося.

Заключение

Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:

  • активность учащихся;

  • “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;

  • “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

  • умение взять ответственность на себя,

  • умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы;

  • стремление аргументировать свои решения;

  • более легкое и прочное усвоение программного материала;

  • доброжелательное отношение друг к другу;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  • умение работать с разными источниками информации;

  • умение организовать не только свою работу, но и работу других.

Изложенные формы и приёмы по формированию познавательных интересов учащихся могут служить ориентиром для учителей и быть использованы полностью или частично.

Из всего вышесказанного следует, что классный руководитель играет очень важную роль в повышении качества обучения школьников!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!