Разработка урока по технологии
Тема: Роль минеральных
веществ в
питании человека
Цели:
Ознакомить учащихся с физиологией питания человека, необходимыми составными частями пищи – минеральными веществами;показать значение макро- и микроэлементов в питании человека; научить пользоваться таблицами для сбалансированного питания в минеральных веществах на каждый день.
Продолжить воспитание внимательного отношения к своему питанию, прививать навыки культуры труда, внимательности и аккуратности.
Способствовать развитию исполнительских умений
- Методы проведения занятия: словесные, наглядные, самостоятельная работа.
- Межпредметные связи : природоведение, биология, опережающие – химия.
- Оборудование: компьютер, проектор.
- Дидактическое оснащение : таблицы
Источники минеральных веществ
Рекомендуемая суточная норма подростков (11-13 лет)
Примерное меню со сбалансированным соотношением
минеральных веществ
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
1
Методы, формы работы
Орг.момент
2
Работа учащихся
Повторение пройденного материала
Фронтальная форма работы
3
Дежурный отвечает
Изложение нового материала
Работа учителя
Фронтальная форма работы
Отвечают на вопросы учителя
Словесный: рассказ;
наглядный: демонстрация наглядных пособий
Проверка готовности к уроку
Задаёт вопросы учащимся
Слушают учителя, записывают в тетради краткие тезисы
Изложение нового материала
4
Вводный инструктаж
5
Словесный:
устное
изложение
(объяснение);
наглядный:
демонстрация наглядных пособий
Практическая работа
Слушают учителя, знакомятся с порядком
выполнения
работы
Метод самостоятельной учебной работы.
Дифференци-рованный подход к учащимся
Знакомит учащихся с порядком самостоя-
тельной работы, вре-
менем, критериями оценивания
Самостоя-
тельная работа учащихся:
«Составить суточное меню со сбалансиро-
ванным соотношением минеральных веществ»
Тестирование
Проверяет правильность выполнения задания.
Проводит приёмку и оценку работ
6
Заключи-
тельный инструктаж
7
Рефлексия
Наглядный,
словесный.
Фронтальная форма работы
8
Разбор допущенных ошибок
Фронтальная работа
Домашнее
задание
Анализ
характерных ошибок и их устранение;
определение лучшего суточного меню; выставление оценок.
Предлагается закончить фразу
Фронтальная работа
Называет фразы, которые нужно закончить
Записывают д/з
Домашнее задание:
Составить кроссворд из названий микро и макроэлементов
1. Организационный момент :
2. Повторение пройденного материала :
- Для чего нужна организму человека пища? ( для роста и развития)
- Какие питательные вещества входят в состав пищи? (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода)
- Что такое витамины? (Жизненно важные вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания)
- Назовите самые известные витамины? (А, С, Д, группы В, Е )
3. Изложение нового материала :
- Рассказать учащимся о роли минеральных веществ в питании
человека .
- Ознакомить с правилами составления суточного меню, недельного
меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ.
4. Вводный инструктаж:
- Рассказать о суточной норме потребления минеральных веществ
человеком (подростком). Объяснить технологию выполнения
самостоятельной работы.
5. Практическая работа :
-Учащиеся составляют суточное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ.
-Тестирование
6. Заключительный инструктаж:
-Анализ характерных ошибок и их устранение.
- Определение лучшего суточного меню.
- Выставление оценок.
7. Рефлексия:
Закончите фразы:
- Сегодня на уроке я научилась…
- Сегодня на уроке я узнала…
- Сегодня на уроке я закрепила свои знания…
-Что ещё я хотела бы узнать о...
8. Домашнее задание:
-Составить кроссворд из названий микро и макроэлементов
Рекомендуемая суточная норма подростков (11-13 лет)
Минеральные вещества
Суточная потребность, в мг
Кальций
1200
Фосфор
1800
Магний
350
Железо
18
Примерное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ
Продукты
кальций
Завтрак
Каша рисовая
Магний
Фосфор
40
Яйцо всмятку
Молоко
Железо
25
55
87,5
13
303
Обед
216
1
228
Салат капустный
2,5
35
48
Суп рисовый с мясом
6,2
16
Сосиски молочные
52,8
35
31
Картофель жареный
Пирожное
26
333
0,6
159
54
1,04
Чай с сахаром
28
Полдник
1
3
1,8
142
44
Кефир
1
2
0,5
Печенье
300
1
Ужин
0,25
35
23
24
238
Салат из свежих овощей
0,2
Чай
72
18,5
Печенье
1
17
1,68
1
23
34
Хлеб на весь
день
0,48
Пшеничный
1
24
Ржаной
0,1
52
72
1,68
21
Итого:
70
166
57
1042,3
3,2
174
551
3,6
1728
22,63
Важнейшие источники кальция
Продукты, 100г
Кальций, мг
Молоко коровье
120
Творог
140
Сыр
700-1000
Хлеб
20-30
Капуста
48
Картофель
10
Важнейшие источники фосфора
Продукты, 100г
Фосфор, мг
Сыр
400-600
Творог
130-150
Мясо (различные сорта)
200-250
Хлеб
100-200
Молоко коровье
50
Капуста белокочанная
31
Крупа гречневая
294
Крупа овсяная
327
Горох
377
Важнейшие источники солей магния
Продукты, 100г
Магний, мг
Хлеб из ржаной обойной муки
73
Хлеб пшеничный из обойной муки
72
Хлеб ржаной из муки сеяной
22
Крупа гречневая
114
Крупа овсяная
135
Фасоль
171
Горох сухой
109
Горох зелёный
38
Капуста белокочанная
16
Картофель
23
Молоко коровье
14
Важнейшие источники железа
Продукты, 100г
Железо, мг
Печень говяжья
9
Лёгкие
10
Мясо
2-3
Персики
4
Яблоки
2,5
Сливы
2,1
Дыня
2,6
Картофель
1,2
Хлеб ржаной
2
Белые грибы (свежие)
5,2
Тестовое задание Обведи правильный ответ
- К макроэлементам относятся:
а) кальций, калий, фосфор, натрий
б) медь, цинк, марганец, йод, фтор
- Важнейший источник натрия:
а) крупа гречневая
б) молоко коровье
в) мясо (различные сорта)
г)поваренная соль
а) для нормальной работы щитовидной железы
б) стимулирования работы кишечника
в) для формирования костной ткани
г) задерживания воды в тканях
- Наибольшее количество йода содержится в:
а) хлебе
б) морепродуктах
в) молочных продуктах
Минеральные вещества
Минеральные вещества
Функции минеральных веществ и признаки их недостатка
Кальций
Источники минеральных веществ
Играет большую роль в формировании костной ткани, усиливает защитные реакции организма; необходим для нормальной деятельности сердца
Калий
Натрий
Суточная потребность
Молоко и молочные продукты, сыр
Усиливает выведение жидкости из организма, играет важную роль в обмене веществ
Магний
Участвует в процессах внутриклеточного и внутритканевого обмена веществ.Активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях
Сухофрукты, горох, картофель, овощи, хлеб
800мг
3-5-г
Поваренная соль
Нужен для нормального функционирования нервной сердечно-сосудистой системы; стимулирует работу кишечника
Железо
10-15 г
Хлеб, крупы, горох, фасоль,абрикосы, чернослив
Играет роль в кроветворении, работе сердечно-сосудистой системы
Йод
400мг
Мясо, фрукты, овощи, рыба
Необходим для нормальной работы щитовидной железы
10-18 мг
Морская рыба, морская капуста
0,15-0, 2 мг
КАЛЬЦИЙ
- Играет большую роль в формировании костной ткани
- Усиливает защитные реакции организма
- Необходим для нормальной деятельности сердца
КАЛИЙ
- Усиливает выведение жидкости из организма
- Играет важную роль в обмене веществ
НАТРИЙ
- Участвует в процессах внутриклеточного и межтканевого обмена веществ
- Активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях
МАГНИЙ
- Нужен для нормального функционирования нервной и сердечно- сосудистой систем
- Стимулирует работу кишечника
ЖЕЛЕЗО
- Играет важную роль в кроветворении, работе сердечно- сосудистой системы
ЙОД
- Необходим для нормальной работы щитовидной железы