МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ.ГВАРДЕЙСКОЕ» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Доклад на РМО музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре
«Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания дошкольника.»
Подготовила: музыкальный руководитель
Агаркова Ольга Александровна
2017г
Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания дошкольника.
Интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником физического воспитания.
В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка. Программы воспитания в детском саду предусматривают физическое развитие детей.
Главными задачами музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений, развитии у детей музыкальности основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, и в свободное от занятий время.
Как же влияет музыка на физическое воспитание дошкольников?
Прежде чем приступить к обоснованию необходимости участия музыкального руководителя в физкультурной работе, следует упомянуть о роли музыки как таковой в процессе физического воспитания детей.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом, подготавливает к различным видам деятельности. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений. Элементы упражнений могут быть предварительно выучены на физкультурных или музыкальных занятиях.
Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Автор методики музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугина отмечает, что между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются тесные взаимосвязи.
Главной задачей физического воспитания детей является укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, быстроты реакции, ловкости и т.д.
Музыкальный руководитель обеспечивает сопровождение, которое должно подчиняться выполнению этих задач – характер музыки должен соответствовать характеру движений.
Например, целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания) перестроения, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение.
Например, общеразвивающие упражнения требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы, галоп – легкой, игривой; упражнения с лентами – нежной, напевной и т.д. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Ходьба в начале занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому и марш будет звучать энергичный, быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
Организация работы по музыкальному и физическому воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального развития детей в разных формах детской деятельности. К ним относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенные на активном взаимодействии взрослых с детьми.
Кроме общих занятий, музыкальный руководитель проводит индивидуальные занятия с небольшими группами или отдельными детьми. Целью этих занятий является работа по совершенствованию отдельных видов движений, певческих умений и навыков, а также разучивание сюрпризных выступлений для праздников.
Обеспечивая усвоение программного репертуара на занятиях, музыкальный руководитель участвует в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей; оказывает практическую помощь в планировании и организации зон в помещении группы, а также наблюдает и интересуется ходом развития этого вида детской деятельности. Важным звеном всего педагогического процесса является подготовка, организация и проведение праздников и развлечений. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет план и разрабатывает сценарий с учетом всей педагогической работы и возрастными особенностями детей данной группы.
Основное условие, способствующее их успешному проведению, — продуманность всего содержания сценария, отражающего основную идею праздника, в котором должна правильно сочетаться разнообразная деятельность детей и взрослых.
Какое же физическое развитие дети получают на музыкальных занятиях?
На слайде вы видите, как много на музыкальном занятии видов деятельности, в процессе которых дети получают физическое развитие. Но сегодня мы остановимся лишь на некоторых из них.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. В своей практике я широко используют вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.
Только при физиологически правильном дыхании возможно полноценное физическое развитие.
В этом помогают мне дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой . Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, на НОД по музыкальному развитию и физкультминутках; на прогулке.
В своей практике музыкального руководителя я использую систему пальчиковых упражнений, сопровождаемая пением.
Пальчиковые игры – одна из основ физического развития ребенка.
Они дают ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте — сформировать представление о своём теле. Речевые -пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они просты и доступны детям и не требуют длительного разучивания – тем они и ценны. В то же время такие игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Кроме того – это знакомство детей с поэзией замечательных поэтов Степановой, Дружининой, Барто, Александровой. Малыши с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения под музыку, сопровождая свою речь простейшими движениями, игровыми элементами.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Вообще, музыкально-ритмические движения один из любимых видов деятельности детей.
Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, которые в свою очередь способствуют их физическому развитию. Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.
Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.
Таким образом, музыкально-ритмические движения занимают далеко не последнее место в физическом развитии детей, благодаря музыке.
Сегодня я хочу поделиться с вами тем, как я использую методику музыкального развития Железновых на занятиях с детьми. Это программа раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая тщательно продумана Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью) и выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!).
В систему включены занятия по:
- физическому развитию,
- развитию речи,
- сенсомоторному развитию,
- развитию музыкального слуха ребёнка.
В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности, необходимые для развития детей: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж под музыку и пение.
Во время музыкальных игр развиваются многие способности ребёнка:
- Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
- Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Вывод: Роль музыкального руководителя в решении физического воспитании детей очень велика, поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного ,музыкального и развлекательного цикла.
Организация в нашем ДОУ музыкальных и физкультурных занятий с использованием всех вышеперечисленных видов деятельности помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью наших воспитанников, выявить и развить музыкальные ,физические и творческие способности каждого малыша.