Роль музыки в годы Великой Отечественной войны
А песня ходит на войну, А песня рушит доты, Я тоже песню знал одну, Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже, Когда трясет планету, Она приходит - и уже Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет, Ее сечет граната, А песня- влет. И все поет, И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет. Она как свет, живуча. Над нею рыщет самолет, Летит снарядов туча.
В нее стреляют сто полков… Висит разрывов проседь… Но в мире нет таких стрелков, Чтоб мир обезголосить.
Сергей Островой.
«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»
В. Лебедев-Кумач «только на фронте»
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады .
«Священная война»
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
В. И. Лебедева-Кумач
«Катюша»
Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова, который воевал на Карельском фронте. В послевоенное время он, будучи инвалидом Великой Отечественной войны, в течение двадцати пяти лет возглавлял колхоз в Грязовецком районе Вологодской области. "Сейчас, – сообщает в письме Василий Андреевич Шишляков, – мне и самому не верится, как, будучи рядовым солдатом, да еще в ужасных условиях Заполярья, мог я заниматься литературным трудом. В короткие часы отдыха где-нибудь в "лисьей норе" или за каменным карьером, называемым огневой позицией минометчиков, рождались поэтические строки. Писал я на фанерной дощечке, которую постоянно хранил в сумке противогаза, висевшей у меня на левом боку". Эти дощечки были удобны тем, что заменяли не только бумагу, но и стол. Когда текст был окончательно отшлифован, я переписывал его на бумажные листы, которые мне изредка давал политрук роты старший лейтенант Иван Синицын. Дощечку же скоблил ножом, и на ней снова можно было писать...". Вот в таких условиях и родилась фронтовая "Катюша".
«В землянке»
Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.
“ Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой". Композитор Константин Листов прочитал стихотворение в газете и через неделю появился в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
Алексей Александрович Сурков
Константин Яковлевич Листов
Творчество Д. Шостаковича в годы войны
Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.
9 августа 1942 года в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
Д.Д.Шостакович и И.И.Соллертинский .
Вскоре после окончания 7-й симфонии Шостакович создает два шедевра в области инструментальной музыки, глубоко трагичных по своему характеру: Восьмую симфонию (1943) и фортепианное трио памяти И.И.Соллертинского (1944) – музыкального критика, одного из самых близких друзей композитора, как никто другой понимавшего, поддерживавшего и пропагандировавшего его музыку. Во многих отношениях эти сочинения останутся в творчестве композитора непревзойденными вершинами.
Фронтовые бригады (театры)
За годы войны артисты провели для советских военных 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С.Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад, где принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали по 300 раз.
Владимир Петрович Бата́лов (6 сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр. Во время Великой Отечественной войны возглавлял фронтовые бригады .
Евге́ний Проко́пьевич Бусы́гин ( 1913 Казань - 2008) — казанский этнограф, профессор Казанского университета.
В ноябре 1940 г. года Евгений Бусыгин был призван в армию, где он служил в музыкальном взводе— играл на трубе. В 1941 году 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. В феврале 1942 года Е. П. Бусыгин был принят в ВКП(б), и вскоре под Малоярославцем был ранен в голову. После выздоровления был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Ансамбль обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал.