Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М.Бехтерев
Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, способствует поддержанию хорошего тонуса, оказывает оздоравливающее воздействие на внутренние органы человека, так, например массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник.
Рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
- после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук)
- пальцы следует нагружать равномерно.
Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления и речи.
В моей практике использование пальчиковой гимнастики нашло применение в качестве элемента оздоровительного эффекта при проведении утренней гимнастики, воздушных ванн после сна, подвижных игр, на занятиях в качестве физминуток и на прогулке.
Это такая пальчиковая гимнастика, как «Хитрый ежик», «Мышки и часы», «Этот пальчик рыл песок», «1, 2,3, 4, 5, вышел пальчик погулять» и т.д.
Хитрый ёжик, хитрый ёж, На ежа мы поглядим,
На клубочек он похож, Молочка ему дадим,
На спине иголки, Но не тронем колкие,
Очень, очень колки. На спине иголки!
Пальчиковая игра «Мышки»
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час!
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом, бом, бом, бом! -
Убежали мышки вон!».
При ознакомлении малышей с частями тела (ручками, ножками, щечками и т.д.) большое место в работе с детьми также занимает пальчиковая гимнастика.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки. Плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки! Плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип
Здравствуйте, гости! Привет!
Мишка с куклой
Громко топают – 2 раз
Посмотри
И в ладоши звонко
хлопают.
Звонко хлопают- 1,2,3.
Пальчик о пальчик:
Тук да тук (2 раза)
Ножками затопали (3 раза)
Ручками захлопали (3 раза)
При помощи правильно подобранных и хорошо продуманных пальчиковых упражнений мы можем помочь детям преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, а также быть открытым в общении, доверять сверстникам.