Роль родного языка в обучении и воспитании подрастающего поколения
Язык – душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.
Язык – сокровище каждой нации. Язык – это нить, связующая поколения. Формированию национального самосознания подрастающего поколения способствует любовь к родному языку, родному краю, ценностям национальной культуры, традициям своего народа, народным праздникам и традициям. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению.
Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих республику Адыгея, играют уроки адыгейского языка и литературы, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке.
Республика Адыгея стал родным домом для представителей разных национальностей. Межнациональное согласие, общественно-политическая стабильность и спокойствие – это самое дорогое, что мы сегодня имеем в Адыгее. Дружба и согласие между народами у нас складывались в течение столетий. За эти годы создался уникальный межнациональный микроклимат, который заключается во взаимном уважении и культурно-духовном обогащении людей разных национальностей. Задача педагогов и воспитателей - сохранить все это самое ценное для нашей республики и преумножать его. И в этом большое преимущество имеют учителя родных языков.
Работая учителем родного адыгейского языка и литературы на протяжении многих лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.
Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком и другими языками. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Родной язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.
Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Для того чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как личности.
«Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его». Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного языка.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор, рек и лесов. Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Основная цель обучения родному языку состоит в формирование у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений. Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность.
Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка - это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.
Родной язык неисчерпаемо богат. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике.
Язык – величайший народный наставник. По выражению З.И. Керашевой: « Язык народа – это огромная книга, хранящая тайны его истории». Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течение тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.
На уроках адыгейского языка и литературы мы стараемся передать детям духовно-нравственное богатство предков, чтобы не прервалась «времён связующая нить». Для нас самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса является идея воспитания учащихся на традициях и обычаях национальной культуры, на истории земли родной, судьбах наших земляков, прошлом и будущем нашей Родины. Мы проводим встречи с писателями и поэтами, с известными людьми аула и района. На уроках и во внеурочное время знакомим учащихся с фольклорными традициями народов, а также вовлекаем родителей в организацию праздников и мероприятий. Обучающиеся школы с большим интересом принимают участие в этнокультурных мероприятиях. При составлении своей родословной на уроках дети изучают историю своей семьи, Родины, интересуются традицией, обычаями своего рода, профессиями своих предков, гордятся ими, и тем самым они вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся самостоятельно работать, получать знания, радуются своим открытиям.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания школьников.
В настоящее время в школах идут глубокие перемены - обновление содержания образования. В этих условиях школе нужен творчески работающий педагог, способный работать самостоятельно, эффективно, используя новые педагогические технологии образовательный процесс, обеспечивающим обучаемым такие условия, которые бы помогли им научиться жить среди людей, работать, воспринимать мир
Суть моего опыта работы заключается в том, что задачи всестороннего, гармонического развития детей, формирование у них учебных навыков, воспитания любви к своей земле, к своему народу, приобщения детей к истокам культурных традиций адыгейского народа, пробуждении интереса к старинным адыгейским обрядам;
-формирования художественно - эстетического вкуса;
-развития творческих способностей учащихся, активизируя фантазию и воображение детей. В решении этих задач мне помогает комплексное использование активных методов обучения, содержания образования и изучение индивидуальных особенностей каждого ученика. Моя задача, как учителя адыгейского языка, - как больше приблизить учебный процесс к возрождению народных обычаев и традиций, не только вооружить учащихся системой научных знаний, но и сформировать личность школьника на основе народной воспитательной системы. Исходя из этого , я самостоятельно разрабатываю рабочие программы, внеклассные мероприятие .
Патриотическое воспитание учащихся на уроках происходит через вовлечение их в процессе художественного творчества. Народное творчество адыгов располагало различными средствами обучения и воспитания подрастающего поколения, которое используется в современной педагогике. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество нартский эпос, сказки, пословицы. Интегрированные уроки, которые проходят у меня в средних классах помогают учащимся целостно воспринимать окружающий мир. На таких уроках привлекаю произведения живописи (картины), персонажи сказок, которые учат видеть прекрасное вокруг себя. Уроки со сказками проходят у меня с элементами театрализации, что способствует творческому развитию ребенка. Большую роль при этом играет зрительный образ, развивает воображение, пополняет словарный запас, формирует эстетическое восприятие. При работе со сказками использую краеведческий материал - сказки своего адыгейского народа. Наши сказки учат детей быть доброжелательным к человеку, помогать ему в добрых делах, учат справедливости, быть твердым и сильным, смелым и честным, воспитывает любовь к Родине, к своему народу. Дети после таких уроков начинают правильно понимать и оценивать суть вещей, делать различение между добром и злом.
Во время таких интегрированных уроков дети высоко активны, с большим интересом выполняют задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, развивают речь и эстетический вкус.
В обучении и воспитании немалое значение имеют пословицы и поговорки. Они отличаются от других жанров тем, что лаконичны, кратко и образно выражают мудрость, многовековой опыт народа. В них содержатся оригинальные педагогические мысли. На уроках адыгейского языка и литературы я часто использую пословицы, показывая различные методы их использование в языке.
«Уижъ бгъашIомэ, цIыфмэ шIу уалъэгъун», «Зинэнэжъ едэIурэм иIоф мэкIуатэ», «Жъы дэгъу зыдэщымыIэм, ныбжьыкIэ дэгъу щыIэп», «Жъы зэрымысым насып илъэп», «Жъы зыщалъытэрэм кIэр щышIу» и т.д.
Правдивость, верность слову в адыгейском этикете высоко ценились. Ради выполнение данного слова адыг готов был перенести любые испытания. «Узафэмэ улъэш», «Шъыпкъэр дышъэм нахьи нахь лъапI».
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания школьников.
Для активизации познавательной деятельности обучаемых по проблемам народной педагогики и этнических традиций можно использовать следующие формы работы: беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания; творческие вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей); проведение КВН по материалам фольклора; подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности). Очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении обучающихся.
В нашей школе учатся дети адыгской, русской, таджикской, ингушской национальностей. Задача учителей родных языков: научить детей уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям не только своего народа, но и других наций; быть тактичными в общении с людьми другой национальности – тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить и унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа. Дети должны понять, что знание своего родного языка и уважение к другой нации – это один из важнейших аспектов культуры человека.
Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину, комплексное использование активных методов обучения, содержания образования и изучение индивидуальных особенностей каждого ученика.
Мамижева Жанна Магомедовна
учитель адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ № 11