СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль семьи и школы в          развитии морального              самосознания  обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся»

«Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся».  декабрь 2020 года

«Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся».

декабрь 2020 года

 Семья и школа  - это берег и море.  На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.  Л. А. Кассиль

Семья и школа

- это берег и море.

На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л. А. Кассиль

Задачи : Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи :

  • Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
  • Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.
  • Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению  друг к другу .
  • Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу .

взаимопомощи, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей; совместной работы над вопросами успеваемости;  проявления интереса к успехам и неудачам ребёнка;  ответственности за воспитание своих детей; помощи в организации внеклассных мероприятий;
  • взаимопомощи, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей;
  • совместной работы над вопросами успеваемости;
  • проявления интереса к успехам и неудачам ребёнка;
  • ответственности за воспитание своих детей;
  • помощи в организации внеклассных мероприятий;

справедливого отношения к детям; доброты; чуткого, понимающего отношения к детям; ответственного, добросовестного отношения к своим обязанностям;  поддержки детей;  хорошего качества знаний; чтобы больше времени проводили с детьми; чтобы заставили и научили детей учиться; быть « второй мамой» со всеми прилагающими обязанностями (чтобы учителя полностью изолировали родителей от воспитания детей).
  • справедливого отношения к детям;
  • доброты;
  • чуткого, понимающего отношения к детям;
  • ответственного, добросовестного отношения к своим обязанностям;
  • поддержки детей;
  • хорошего качества знаний;
  • чтобы больше времени проводили с детьми;
  • чтобы заставили и научили детей учиться;
  • быть « второй мамой» со всеми прилагающими обязанностями (чтобы учителя полностью изолировали родителей от воспитания детей).

Роль семьи в формировании нравственности. Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы.
  • Роль семьи в формировании нравственности.
  • Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы.

(участники: учительница, мать, сын) Мама пришла в школу по вызову учителя. Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось? Учительница (ученику).  Ну, рассказывай маме, что случилось? Ученик молчит. Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не ... Мать . Ну как тебе не стыдно? Ученик. Да это не я ... Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему? Учительница . И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются. Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать (учителю).  Как с ним еще бороться, ума не приложу! Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

(участники: учительница, мать, сын)

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница . И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель . Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу, и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать . А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...

Мать . Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель . А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель . В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель . Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю. Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.  Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.

  • Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.

Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

 Учитель: Я вызвала Вас обсудить поведение Вашего сына. На школьной дискотеке он был замечен в нетрезвом виде.  Мать: Не может быть…  Предложите разные варианты продолжения беседы и её результаты.

Учитель: Я вызвала Вас обсудить поведение Вашего сына. На школьной дискотеке он был замечен в нетрезвом виде.

Мать: Не может быть…

Предложите разные варианты продолжения беседы и её результаты.

Учитель: Наталья Викторовна давайте поговорим о внешнем виде Вашей дочери. Мать: Вы считаете, что внешний вид Татьяны не приемлем для школы? Учитель: Конечно. Её внешний вид не соотносится с образом школьницы:пирсинг, которым она украсила лицо, блузки, которые не могут прикрыть определённые части тела. Мать: А я считаю, что это очень стильно. Сейчас вся молодёжь придерживается такого имиджа. Продолжите разговор с матерью.

Учитель: Наталья Викторовна давайте поговорим о внешнем виде Вашей дочери.

Мать: Вы считаете, что внешний вид Татьяны не приемлем для школы?

Учитель: Конечно. Её внешний вид не соотносится с образом школьницы:пирсинг, которым она украсила лицо, блузки, которые не могут прикрыть определённые части тела.

Мать: А я считаю, что это очень стильно. Сейчас вся молодёжь придерживается такого имиджа.

Продолжите разговор с матерью.

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
  • То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

  • Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохи дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

  • Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся

справиться с возникшими трудностями. А потом уже излагайте

ситуацию.

  • В разговоре уместны следующие высказывания:
  • Я понимаю, что трудно…. Я сама мама и знаю… Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы. Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
  • Я понимаю, что трудно….
  • Я сама мама и знаю…
  • Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.
  • Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
  • Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все.
  • Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать.
  • Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося

Предложите эффективные методы групповой работы с родителями и докажите их эффективность.
  • Предложите эффективные методы групповой работы с родителями и докажите их эффективность.

Родительское собрание вместе с учениками. Презентация семей, их традиций. Ролевая игра. Пресс – конференция. Собрание - спектакль, в котором участвуют дети. Родительский лекторий. Вечер вопросов и ответов. Диспут, дискуссия. Экскурсии. Праздники и т.д.
  • Родительское собрание вместе с учениками.
  • Презентация семей, их традиций.
  • Ролевая игра.
  • Пресс – конференция.
  • Собрание - спектакль, в котором участвуют дети.
  • Родительский лекторий.
  • Вечер вопросов и ответов.
  • Диспут, дискуссия.
  • Экскурсии.
  • Праздники и т.д.

Какими качествами должен обладать учитель, чтобы его уважали дети и родители, прислушивались к его советам. Какими качествами должен обладать родитель, чтобы воспитывать моральные качества у своего ребёнка.  Какие черты учителей и родителей мешают воспитанию детей. Составить советы для родителей по успешному взаимодействию со школой в вопросах воспитания и развития у детей моральных качеств.  Составить советы для учителей по успешному взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и развития моральных качеств у детей.
  • Какими качествами должен обладать учитель, чтобы его уважали дети и родители, прислушивались к его советам.
  • Какими качествами должен обладать родитель, чтобы воспитывать моральные качества у своего ребёнка.
  • Какие черты учителей и родителей мешают воспитанию детей.
  • Составить советы для родителей по успешному взаимодействию со школой в вопросах воспитания и развития у детей моральных качеств.
  • Составить советы для учителей по успешному взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и развития моральных качеств у детей.

Справедливость Строгость (в меру) Доброта Дружелюбие Коммуникабельность Щедрость Объективность Отзывчивость Уважение к мнению учеников Целенаправленность Понимание того, что ученик – Человек. Любить общение с детьми. Знать свой предмет Учитель – пример и идеал!!!
  • Справедливость
  • Строгость (в меру)
  • Доброта
  • Дружелюбие
  • Коммуникабельность
  • Щедрость
  • Объективность
  • Отзывчивость
  • Уважение к мнению учеников
  • Целенаправленность
  • Понимание того, что ученик – Человек.
  • Любить общение с детьми.
  • Знать свой предмет
  • Учитель – пример и идеал!!!

Доброта Строгость (в меру) Терпение Понимание Справедливость Ответственность Терпимость Решительность Воспитанность Мудрость Коммуникабельность Уравновешенность Трудолюбие Уметь прислушиваться к детям Родитель должен быть другом своему ребёнку.
  • Доброта
  • Строгость (в меру)
  • Терпение
  • Понимание
  • Справедливость
  • Ответственность
  • Терпимость
  • Решительность
  • Воспитанность
  • Мудрость
  • Коммуникабельность
  • Уравновешенность
  • Трудолюбие
  • Уметь прислушиваться к детям
  • Родитель должен быть другом своему ребёнку.

Несправедливость Неуравновешенность, вспыльчивость Нетерпимость к мнению детей Злоба Грубость Предвзятое мнение об учениках Старый взгляд на мир Перенос своих личных проблем на учеников Скандальность Не знание учебного предмета
  • Несправедливость
  • Неуравновешенность, вспыльчивость
  • Нетерпимость к мнению детей
  • Злоба
  • Грубость
  • Предвзятое мнение об учениках
  • Старый взгляд на мир
  • Перенос своих личных проблем на учеников
  • Скандальность
  • Не знание учебного предмета

Непонимание детей и времени Чрезмерная любовь к детям Неумение слушать детей Высокомерие Невоспитанность Несдержанность Грубость Нервозность, истеричность Нетерпимость к чужим ошибкам Чрезмерная строгость
  • Непонимание детей и времени
  • Чрезмерная любовь к детям
  • Неумение слушать детей
  • Высокомерие
  • Невоспитанность
  • Несдержанность
  • Грубость
  • Нервозность, истеричность
  • Нетерпимость к чужим ошибкам
  • Чрезмерная строгость

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится быть агрессивным. Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. Если ребёнка часто хвалят – он учится быть благодарным. Если с ребёнком обычно честны – он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!
  • Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится быть агрессивным.
  • Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка часто хвалят – он учится быть благодарным.
  • Если с ребёнком обычно честны – он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны. Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи. Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать ее недостатки.  При вмешательстве в жизнь семьи мы не должны думать, что делаем это «для людей», а должны стремиться к тому, чтобы семья как можно меньше зависела от профессионалов (педагогов, психологов, социальных работников).
  • Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.
  • Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.
  • Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать ее недостатки.
  • При вмешательстве в жизнь семьи мы не должны думать, что делаем это «для людей», а должны стремиться к тому, чтобы семья как можно меньше зависела от профессионалов (педагогов, психологов, социальных работников).

Принцип согласия – взаимная договорённость о поддержании благоприятных для развития ребёнка условий. Принцип сопряжения – последовательное соотнесение единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности. Принцип сопереживания – взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков внимания. Принцип сопричастности – взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка. Принцип содеянности – реальные совместные практические действия, содействующие счастливому развитию ребёнка.
  • Принцип согласия – взаимная договорённость о поддержании благоприятных для развития ребёнка условий.
  • Принцип сопряжения – последовательное соотнесение единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности.
  • Принцип сопереживания – взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков внимания.
  • Принцип сопричастности – взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка.
  • Принцип содеянности – реальные совместные практические действия, содействующие счастливому развитию ребёнка.

 начальная школа средняя школа  аккуратность 3,8 3,6 Дисциплинированность 4,0 3,8 Ответственность 4,3 4,4 Воля 3,8 3,5 Хорошие манеры поведения 3,8 3,7 Жизнерадостность 4,0 3,6 Образованность 4,3 4,4 Ум 3,9 4,2 Высокие жизненные запросы 3,7 3,5 Самостоятельность 4,0 4,3 Честность 4,3 4,2 Доброта 4,0 4,3 Чуткость 3,6 3,7 Справедливость 3,9 4,1 Терпение 3,9 3,8 Средний балл 4,0 3,95 2007-08 уч. год 3,9 3,8 Вывод : Родители удовлетворены работой школы по формированию у детей поведенческих, морально-психологических качеств (уровень удовлетворённости – более 3 баллов)

начальная школа средняя школа

  • аккуратность 3,8 3,6
  • Дисциплинированность 4,0 3,8
  • Ответственность 4,3 4,4
  • Воля 3,8 3,5
  • Хорошие манеры поведения 3,8 3,7
  • Жизнерадостность 4,0 3,6
  • Образованность 4,3 4,4
  • Ум 3,9 4,2
  • Высокие жизненные запросы 3,7 3,5
  • Самостоятельность 4,0 4,3
  • Честность 4,3 4,2
  • Доброта 4,0 4,3
  • Чуткость 3,6 3,7
  • Справедливость 3,9 4,1
  • Терпение 3,9 3,8
  • Средний балл 4,0 3,95
  • 2007-08 уч. год 3,9 3,8
  • Вывод : Родители удовлетворены работой школы по формированию у детей поведенческих, морально-психологических качеств (уровень удовлетворённости – более 3 баллов)

актуальность новизна полезность интерес Каждая группа должна оценить все параметры и закрасить графу цветным карандашом. Красный – высокая оценка. Синий – средняя оценка. Зелёный – низкая оценка.

актуальность

новизна

полезность

интерес

Каждая группа должна оценить все параметры и закрасить графу цветным карандашом.

Красный – высокая оценка.

Синий – средняя оценка.

Зелёный – низкая оценка.

1. Принять выработанные принципы эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка за основу в своей деятельности каждому учителю. 2.Продолжать проводить внеклассные и общешкольные мероприятия с участием родителей: родительские собрания, деловые игры, конкурсно-игровые программы и т. п. 3.Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями.
  • 1. Принять выработанные принципы эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка за основу в своей деятельности каждому учителю.
  • 2.Продолжать проводить внеклассные и общешкольные мероприятия с участием родителей: родительские собрания, деловые игры, конкурсно-игровые программы и т. п.
  • 3.Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!