Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Подготовила:
Педагог – дефектолог,
социальный педагог
Кутова Наталья Анатольевна
«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед добрым и худым. Дети по началу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безнадзорно написано родителями».
Тема: «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.
«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Альфонс де Ламартин
«Каждый последующий воспитатель, оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителям-предметникам».
Жан Жак Руссо
Факторы и причины возникновения правонарушений
Делинквентное поведение -
(лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания
Социальные факторы делинквентного поведения детей и подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
Социальные факторы делинквентного поведения детей и подростков:
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
Социальные факторы делинквентного поведения детей и подростков:
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
Социальные факторы делинквентного поведения детей и подростков:
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаки делинквентного поведения
- Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставание в интеллектуальном развитие;
- ориентации на другие виды деятельности;
- отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность :
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча .
Признаки делинквентного поведения
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- тяга к азартным играм;
- курение;
- нездоровые сексуальные проявления.
Признаки делинквентного поведения
4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
- драки;
- прогулы;
- пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- избиение слабых, младших;
- вымогательство;
- жестокое отношение к животным;
- воровство;
- нарушение общественного порядка;
- немотивированные поступки.
Признаки делинквентного поведения
5. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
- скептическое;
- негативное;
- ожесточенное.
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»
В.А. Сухомлинский
Неблагоприятные условия семейного воспитания:
- Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений.
Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Неблагоприятные условия семейного воспитания:
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Неблагоприятные условия семейного воспитания:
- Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
Неблагоприятные условия семейного воспитания:
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
Неблагоприятные условия семейного воспитания:
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Биологические факторы
- Стремление к самостоятельности
- Негативизм и упрямство
- Повышенная уязвимость
- Неконструктивные формы реагирования
Если… :
- ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть);
- ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);
- ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);
- ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
- ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
- ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
- ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).
«Дорога в четырнадцать шагов»
1 шаг - Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
2 шаг - Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
3 шаг - Сохраните доверие ребёнка к себе. Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
4 шаг - Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.
5 шаг – Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
«Дорога в четырнадцать шагов»
6 шаг - Не позволяйте собою манипулировать.
7 шаг – Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
8 шаг – Меньше говорите, больше делайте.
9 шаг – Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
10 шаг - Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
11шаг – Не пускайте процесс на самотек
12 шаг – Восстановите доверие к ребенку
13 шаг – Установите разумные границы контроля.
14 шаг – Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!».
Помните:
какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.