«Роль взрослого в формировании у « особого» ребёнка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.»
Воспитатель 1кв. категории: Калаева Елена Викторовна
Воспитатель: Хуснетдинова Динара Рафаэловна
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни.
Общение – фактор, влияющий на развитие человека в целом. С рождения малыш усваивает язык, учится определять и выражать эмоции, получает знания о мире, о нормах и правилах поведения, учится правильному отношению к материальным и нематериальным сторонам жизни.
Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности во владении коммуникативной деятельностью. Это дети: •с заниженной самооценкой • эмоциональной неустойчивостью(беспокойные дети) • агрессивностью • конфликтные • застенчивые • замкнутые • имеющие речевые нарушения.
Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитии личности. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как « социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно научить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.
Предлагаемые игры, помогают обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
« Ласковое имя», «Разговор по телефону», «О чем спросить при встрече»,
«Вопрос – ответ», «Прощай» - развивают умение вступать в контакт,
оказывать внимание сверстникам, вступать в контакт, отвечать на вопросы
партнера, выходить из контакта, используя доброжелательные слова и
интонации.
Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Кто говорит, «Угадай, кто это, «Пожелание», «Комплименты», «Закончи
предложение» - развивают вниманию к партнеру, слуховое восприятие,
наблюдательность, воспитывают интерес к партнеру по общению, учат
осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и
рассказывать о них.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе «Робот», «Эхо», «Руки – ноги», «Удержи предмет», «Змея» направлены на сплочение группы, воспитывают способность к согласованному взаимодействию, учат быть открытыми для работы с другими детьми. Игры на телесный контакт «Дрозды», «Возьмемся за руки друзья», «Рисунок на спине», «Ручеек», «Руки танцуют» развивают навыки общения, воспитывают доброжелательное отношение к сверстникам, способность различать тактильный образ, помогают детям войти в контакт, настраивают на другого человека и отвечают на его готовность сотрудничать.
Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества: •- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. •- позитивное отношение к другим людям даже если они «совсем другие». •- умение сопереживать радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. •- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. •- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Ребенок учится
в общении со сверстниками:
выражать себя;
управлять другими;
вступать в разнообразные отношения.
В общении со взрослыми он узнает, как нужно:
говорить и делать правильно
слушать и понимать другого;
усваивать новые знания.
Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышено -веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Бережное отношение к личности ребенка это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.