2
+
2
+
Роман м. ю. лермонтова «герой нашего времени»- первый психологический роман
Урок в 10 классе
«Вышли повести Лермонтова, -писал в эти дни В. Г. Белинский.- Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь».
Хорошо зная и глубоко понимая историческую сущность окружающей его действительности, двадцатипятилетний Лермонтов создал образ героя своего времени, в котором обобщил большой жизненный материал.
В середине апреля 1840 года, незадолго до отъезда Лермонтова на Кавказ во вторую ссылку, в Петербурге вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени».
«Герой нашего времени»
- Что вы вкладываете в понятие герой ?
- Создайте кластер к этому слову.
ГЕРОЙ
3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
4. Тот, кто привлек к себе внимание(чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (СЛОВАРЬ С. И. ОЖЕГОВА)
ГЕРОЙ - 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
Герой Нашего Времени, милостивые госуд А ри мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
2.Кто прочитал роман? Впечатление о прочитанном.
1.Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
• Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
• Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
Оценка произведения
• Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
ТЕМА РОМАНА:
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ, ВОСПИТАВШЕЙ ЕГО.
ИДЕЯ РОМАНА:
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ РАЗВИТИЯ, ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.
проблематика романа:
почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного пути?
2. ОН САМ
Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе печорина?
3. СУДЬБА
1. ВРЕМЯ И ОБЩЕСТВО
НРАВСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
ВОСПИТАНИЕ, СРЕДА, ОБРАЗ ЖИЗНИ
Печорин-индивидуалист, характер противоречивый, нет ясной цели в жизни
ФАТАЛИЗМ
система рассказчиков в романе
МАКСИМ МАКСИМЫЧ
ПЕЧОРИН
ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ ОФИЦЕР
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗЧИКА
ОБРАЗОВАННЫЙ ОФИЦЕР, КОТОРЫЙ УЖЕ КОЕ-ЧТО ЗНАЕТ О СТОЛЬ СТРАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КАК ПЕЧОРИН. СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ СТРОИТ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ЕМУ ИЗВЕСТНО О СТРАННОСТЯХ И ПРОТИВОРЕЧИЯХ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ. ДУХОВНО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОФИЦЕР И ПЕЧОРИН БЛИЖЕ, ПОЭТОМУ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ, НЕПОНЯТНЫЕ МАКСИМ МАКСИМЫЧУ, ОН МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ
ЧЕЛОВЕК, РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СОБСТВЕННОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, ПЫТАЮЩИЙСЯ ПОНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СВОЕГО ХАРАКТЕРА, ПЕЧОРИН САМ СЕБЯ КАЗНИТ И СУДИТ
ЭТОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТИП ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА: ЭТО ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ, ВОИНСКОГО ДОЛГА, ДИСЦИПЛИНЫ. ОН ПРОСТОДУШЕН, ДОБР, ИСКРЕНЕН
система рассказчиков в романе
МАКСИМ МАКСИМЫЧ
ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ ОФИЦЕР
ПЕЧОРИН
КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ
ИЗ РАССКАЗА МАКСИМА МАКСИМЫЧА ПЕЧОРИН ПРЕДСТАЕТ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЯМИ КАК ТАИНСТВЕННЫЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ПОНЯТЬ И ПОСТУПКИ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ: «ВЕДЬ ЕСТЬ,ПРАВО, ЭДАКИЕ ЛЮДИ, У КОТОРЫХ НА РОДУ НАПИСАНО, ЧТО С НИМИ ДОЛЖНЫ СЛУЧАТЬСЯ РАЗНЫЕ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ВЕЩИ».
ВПЕРВЫЕ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА ДАН ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ. ПЕЧОРИНУ ПРИДАЮТСЯ ЖИВЫЕ ЧЕРТЫ, АВТОР ПЫТАЕТСЯ ДАТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫМ ПОСТУПКАМ ПЕЧОРИНА. ЗАГАДОЧНОСТЬ И ОТВЛЕЧЕННОСТЬ ОБРАЗА УСТУПАЮТ МЕСТО КОНКРЕТНОСТИ И РЕАЛИСТИЧНОСТИ.
ТРАГИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ГЕРОЯ.
«… ВСЕ ЭТИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРИШЛИ МНЕ НА УМ, МОЖЕТ БЫТЬ, ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО Я ЗНАЛ НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ЕГО ЖИЗНИ, И, МОЖЕТ БЫТЬ, НА ДРУГОГО ВИД ЕГО ПРОИЗВЕЛ БЫ СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ…»
«ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ… ПОЛЕЗНЕЕ ИСТОРИИ ЦЕЛОГО НАРОДА, ОСОБЕННО КОГДА ОНА- СЛЕДСТВИЕ НАБЛЮДЕНИЯ УМА ЗРЕЛОГО НАД САМИМ СОБОЙ И КОГДА ОНА НАПИСАНА БЕЗ ТЩЕСЛАВНОГО ЖЕЛАНИЯ ВОЗБУДИТЬ УЧАСТИЕ ИЛИ УДИВЛЕНИЕ».
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
РОМАН СОСТОИТ ИЗ ПЯТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПОВЕСТЕЙ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЕНЫ ОБЩИМИ ГЕРОЯМИ И ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ
КАЖДАЯ ИЗ ПЯТИ ПОВЕСТЕЙ ИМЕЕТ СВОЙ ЖАНР
«КНЯЖНА МЕРИ»-
ДНЕВНИК,
«СВЕТСКАЯ» ПОВЕСТЬ
«ТАМАНЬ»-
«БЭЛА»-
«ФАТАЛИСТ»-
«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»-
ЗАПИСКИ, СДЕЛАННЫЕ ГЕРОЕМ ПО ПРОШЕСТВИИ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ПОСЛЕ ОПИСЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ
ОСТРОСЮЖЕТ
ПСИХОЛОГИ-
ЛИРИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА, ПУТЕВОЙ ОЧЕРК
НАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
ЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА
КОМПОЗИЦИЯ
КАК ПОВЕСТИ РАСПОЛАГАЮТСЯ В РОМАНЕ
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. «БЭЛА»
- «ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА»
- «ТАМАНЬ»
- «КНЯЖНА МЕРИ»
- «БЭЛА»
- «ФАТАЛИСТ»
- «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
2. «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
3. «ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА»
4. «ТАМАНЬ»
5. «КНЯЖНА МЕРИ»
6. «ФАТАЛИСТ»
«ОБРАТНАЯ» КОМПОЗИЦИЯ ПОМОГАЕТ ПОСТЕПЕННОМУ РАСКРЫТИЮ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. А НАЛИЧИЕ ДВУХ РАССКАЗЧИКОВ ПОЗВОЛЯЕТ ПИСАТЕЛЮ РАСКРЫВАТЬ ЗАГАДКУ ГЕРОЯ, ПРИБЛИЖАТЬ ЕГО К ЧИТАТЕЛЮ.
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА ПОЗВОЛЯЕТ СКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН- РАЗНОВИДНОСТЬ РОМАНА, В КОТОРОМ АВТОР СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ «ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА» И «ТОНЧАЙШИХ ДВИЖЕНИЙ ЕГО ДУШИ».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Добавить нижний колонтитул
ЧТЕНИЕ «ПРЕДИСЛОВИЯ»
Определите функционально-смысловой тип речи данного текста и приведите три аргумента.
ответ
Данный текст относится к типу рассуждение.
Аргументы:
1) цель рассуждения заключается в выяснении таких понятий как «герой», «предисловие», доказательстве или опровержении определенных мыслей;
2) приводимые суждения относятся к ряду проблемных вопросов: о верном и ошибочном восприятии текста и персонажа, о соотношении реального и вымышленного в нем и т.д.;
3) содержатся тезис, доказательство, вывод;
4) языковые средства, характерные для рассуждения: вводные слова (видно, точно, и к его и вашему несчастью, однако); сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными условия (ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев; если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми); наречия причины
(потому, не оттого); союзы со значением условия
(ежели, если); сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных (Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы); предложения, осложненные обособленными определениями и обстоятельствами (подслушав разговор двух
дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен…); глаголы разных видовых форм: (замечали, нарисовал); частотность глаголов настоящего времени (не угадывает шутки, не чувствует); вопросительные и восклицательные предложения, а также риторические вопросы (Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности! Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!).
Объясните значение следующих словосочетаний в тексте путем подбора синонимов к выделенным словам: «публика простодушна » - « едкие истины» - « неотразимый удар» - « жалкая шутка» -
ответ
Публика простодушна – наивна, доверчива, легковерна, глуповата;
едкие истины – горькие, колкие, язвительные;
неотразимый удар – неизбежный, неминуемый, неотвратимый;
жалкая шутка – ничтожная, презренная
Добавить нижний колонтитул
Приведите 3 значения слова «герой» и поясните, в каком из них оно употребляется в тексте.
ответ
Герой – это
1. человек, отличающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженно совершающий подвиги;
2. главное действующее лицо литературного произведения;
3. лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды;
4. лицо, привлёкшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
В тексте слово «герой» использовано в значении «человек, воплощающий в себе характерные черты эпохи». Подтверждением являются слова автора о том, что он нарисовал собирательный образ, составленный из пороков всего нашего поколения» в развитии, «современного человека».
Добавить нижний колонтитул
Выпишите из текста три метафоры и определите их роль в тексте.
ответ
Метафоры: «под одеждой лести», любовались «уродливыми вымыслами»; «доверчивость журналов» и др.
Метафоры подчеркивают малозаметные свойства явлений и представляют их под необычным углом
зрения.
Метафоры придают тексту выразительность и образность.
Охарактеризуйте, опираясь на текст, читающую публику, выделив 5 её качеств.
ответ
Читающая публика:
1) «молода» и «простодушна»;
2) не может понять текст без четко прописанной автором морали («не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения»);
3) не понимает юмора («не угадывает шутки»; «не чувствует иронии»);
4) «дурно воспитана»;
5) не понимает, что «явная брань» недопустима;
6) не видит истинного лица людей (поэтому дипломаты из враждующих лагерей, как им кажется, предают свои правительства ради взаимной дружбы);
7) все воспринимает буквально (книга была неверно воспринята из-за тяготения некоторых «к буквальному значению слов»).
Сформулируйте, с опорой на текст, два ложных утверждения о «герое нашего времени».
ответ
Ложными являются утверждения, что «герой нашего времени»:
1. «портрет» одного человека (автора или кого-то из его знакомых),
2. не имеет отношения к действительности, нереалистичен.
Добавить нижний колонтитул
Поясните, какой способ искоренения пороков общества предпочитает автор, и выскажите свое отношение к выбору автора, приведя аргументы
ответ
М. Ю. Лермонтов видит свою художественную задачу лишь в том, чтобы заявить о проблеме, способов ее решения он не предлагает (не настолько глуп, чтобы «сделаться исправителем людских пороков»).
Я согласен (-а), потому что первым шагом к решению проблемы является признание того, что она есть; потому что сложные проблемы общества один человек решить не может и пр.
Я не согласен (-а), так как считаю, что мало обозначить проблему, нужно предложить какой-то вариант ее решения и пр.
Добавить нижний колонтитул
Озаглавьте данный фрагмент текста и аргументируйте свой выбор
ответ
Кто он – «Герой Нашего Времени»?
Считаю, что данное название соответствует главному вопросу фрагмента о герое. М. Ю. Лермонтов вступает в полемику с читающей публикой, неверно воспринявшей этого героя. Он подчеркивает собирательный характер героя, его связь с современностью.
Зачем нужны предисловия?
Полагаю, что данное название отражает потребность автора пояснить значение предисловия, которое многие воспринимают как «последнюю вещь». Предисловие же дает возможность автору объяснить не только особенности главного героя, но и художественную цель произведения. А также оно позволяет автору скорректировать неверные оценки.
Составьте план
план
1. Обращение к публике.
2. Ответ возмущенной критике.
3. Цель романа Лермонтова.
4. Объяснение , как намерен создать портрет.
1.«ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ НАС В ГЛАВНОМ ГЕРОЕ И ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ОСУЖДЕНИЕ?» (СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА 5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ГЛАВЕ «БЭЛА»)
2.ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ