СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок реализует федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС )

Просмотр содержимого документа
«Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.»

урок № 25 Дата____________ Класс __________

Тема: Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Тип урока: комбинированный

Цель: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи:

  1. Образовательная: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

  2. Воспитательная: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,

  3. Развивающая: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

В результате у обучающегося планируется формировать следующие УУД:

Личностные: Воспитание нравственного чувства любви к ближнему, готовности совершать позитивные поступки.


Познавательные: Анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую


Коммуникативные: Владеть монологической речью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Определять цель урока и его последующее содержание.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Соотносить цели и результаты своей деятельности.


План урока

  1. Орг.момент. – 2 мин

  2. Проверка д/з – 1 мин.

  3. Определение темы урока – 5 мин

  4. Работа над темой урока – 26 мин

  5. Подведение итогов – 4 мин

  6. Рефлексия – 4 мин

  7. Выставление оценок – 2 мин

  8. д/з 1 мин


ХОД УРОКА

  1. Орг.момент. – 2 мин

  1. Проверка д/з – 1 мин.

  1. Определение темы урока – 5 мин

Филворд (в инд. карточках)

-Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет.

-как вы думаете, что нам предстоит сегодня обсудить на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Что нам нужно сделать для того, чтоб проанализировать взаимоотношения героев?

  1. Работа над темой урока – 26 мин

Предварительный вопрос учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» (стр.93)

Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (стр. 94, чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).

Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?»(Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

-Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113)

-Почему Владимир решился на это признание?

Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского?  Почему Владимир отказался от мести?» (стр.113 «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. (Выступление ученика – по желанию.)

Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)

- Счастлива ли Маша от того, что выходит замуж за князя Верейского?

Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда Маша и Верейский вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

  1. Подведение итогов – 4 мин

Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

  1. Рефлексия – 4 мин

Создание синквейна (в инд. карточках)

Маша Владимир

_____________________________________________________________________

(одно существительное, выражающее главную тему синквейна)

_____________________________________________________________________

(два прилагательных, отображающих главную мысль)

_____________________________________________________________________

(три глагола, описывающие действия в рамках темы)

_____________________________________________________________________

(фраза, несущая определённый смысл)

_____________________________________________________________________

(заключение в форме существительного или словосочетания (ассоциация с первой строкой))

  1. Выставление оценок – 2 мин

  1. д/з 1 мин

Стр. 140 вопросы к главам 13-18. (Вопрос три буду спрашивать у доски на следующем уроке)




Разгадай филворд

д

у

б

м

а

ш

в

р

р

л

ь

а

л

и

о

ю

в

…..

а

м

в

б

о

…..

д

и

с

к

и

й


________Маша Троекурова______________ ___________ВладимирДубровский____

(одно существительное, выражающее главную тему синквейна)

_______________________________________ __________________________________

(два прилагательных, отображающих главную мысль)

______________________________________ _____________________________________

(три глагола, описывающие действия в рамках темы)

_____________________________________ _____________________________________

(фраза, несущая определённый смысл)

_____________________________________ _____________________________________