СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. «Дубровский». История любви. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. «Дубровский». История любви. 6 класс.»

Урок 15. «Дубровский». История любви.

Основное содержание урока:
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Основные виды деятельности:
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказа. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции по отношению к героям романа. Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Содержание урока

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
I. Групповая работа:

Группа 1.
Гл. VIII.

Как познакомилась Маша Троекурова с гувернёром-французом?

Как она к нему отнеслась? Почему?

Какие жестокие увеселения придумывал Троекуров?

Перескажите близко к тексту эпизод с медведем. Как эта история характеризует француза, а как — Троекурова?

Почему изменилось отношение Маши к французу?

Группа 2.
Гл. IX—X.

О чём шёл разговор на обеде у Троекурова? Дайте краткую характеристику Спицына.

Перескажите близко к тексту историю Глобовой о Дубровском.

Каким предстаёт Дубровский в рассказах о нём? Сравните эти рассказы.

Почему читатель только в X главе узнаёт, что Дефорж — это Дубровский?

Группа 3.
Гл. XI.

Перескажите кратко встречу Дубровского с настоящим Дефоржем.

Какую характеристику Троекурову даёт Дефорж?

Почему Дубровский всё же решается быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову?

Как эта история характеризует Дубровского?

За что любили Дубровского в семье Троекурова?

Группа 4.
Гл. XII.

Выберите из текста главы слова и выражения, которые описывают внутреннее состояние Маши.

Как менялось отношение Маши к французу в гл. VIII—XII?

Прочитайте по ролям эпизод объяснения Маши и Дубровского.

Как передаётся психологическое состояние Дубровского в его монологе?

Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?

II. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев

Герои

Владимир Дубровский

Маша Троекурова

Портрет, возраст

  

  

Социальный уровень, воспитание

  

  

Прошлое героев

  

  

Первое впечатление друг о друге

  

  

Изменения в отношении героев друг к другу

  

  

Поступки

  

  

Ключевые черты характера

  

  

Авторское отношение к герою

  

  

Выводы

  

  



Итоговый вопрос:  с какой целью Пушкин изображает отношения Маши и Дубровского в динамике, показывая их изменения?

III. Домашнее задание

Перечитать гл. XIII—XIX.
Подготовить пересказ эпизодов «В гостях у князя Верейского» и «Венчание».
Подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов «Последнее объяснение Маши и Дубровского» и «Троекуров узнаёт тайну кольца».
Подобрать цитаты из текста романа для характеристики авторской позиции по отношению к главным героям.
Письменно ответить на вопрос: «Каково авторское отношение к Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой?».

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
Подготовить сообщения об усадьбах, описанных в романе, и о второстепенных героях Спицыне и Шабашкине (см. планы сообщений в практикуме «Читаем, думаем, спорим...»).



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.