СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в начале XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия в начале XX века»

Россия в начале XX века


1. Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом _____ _____.


2. Николай II на вопрос всероссийской переписи о роде занятий ответил: «Хозяин земли русской». Этот ответ свидетельствовал о том, что

1. Российское государство было крупнейшим в мире

2. в России существовала самодержавная форма правления

3. российские правители занимались благотво­рительностью

4. в России проживали представители только русской национальности


3.  Экономика России в конце XIX в. характеризовалась

1) незначительной ролью государства в экономике
2) преобладанием сельскохозяйственной продукции в вывозе
3) переходом большинства крестьянских хозяйств на капиталистический способ производства
4) низкими темпами развития промышленного производства


4. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что

1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 22% населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским



5. Аграрный строй в России в начале ХХ в. (до 1905 г.) характеризовался

1) высокой степенью механизации
2) отсутствием помещичьих хозяйств
3) преобладанием фермерских хозяйств
4) крестьянским малоземельем



6. Кто из государственных деятелей Российской империи, будучи министром финансов, предлагал проекты экономи­ческого переустройства России на рубеже XIX-XX вв.?

1) М.М. Сперанский
2) С.Ю. Витте
3) Г.А. Потёмкин
4) Е.Ф. Канкрин

7. Что означает термин «зубатовский социализм»?

1) правительственные меры, направленные на подчинение рабочего движения полицейскому контролю
2) революционная теория достижения социализма путём антиправительственного заговора
3) теория мирного перехода к социализму через развитие крестьянских общин
4) использование в целях революции любых, в том числе сомнительных с нравственной точки зрения, средств


8.Как называли в русской деревне зажиточных крестьян, которые использовали наёмный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?

1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики


9. Создание крупных союзов капиталистов по­лучило название

1. индустриализация 2. инвестирование

3. национализация 4. монополизация


10. Установите соответствие между названиями политических организаций и их руководителями.

Политические организации

А) РСДРП (меньшевики)
Б) РСДРП(б) (большевики)
В) Партия социалистов рево­люционеров

Руководители

1) Е.Ф. Азеф
2) Л. Мартов
3) В.И. Ленин
4) В.М. Чернов


11. Какая международная конференция прошла в конце XIX в. по инициативе российского императора с целью ограничить мировую гонку вооружений?

1) Гаагская
2) Генуэзская
3) Тегеранская
4) Московская


12. Как звали русского адмирала, исследователя, строителя первого русского ледокола, трагически погибшего в ходе русско-японской войны в марте 1904 г. на броненосце «Пе­тропавловск»?

1) П.С. Нахимов
2) С.О. Макаров
3) З.П. Рожественский
4) В.А. Корнилов


13. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и укажите название крейсера, пропущенное в тексте.

«Крейсер __________ и канонерская лодка «Кореец» выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер __________, лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с «Корейцем» на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».


14. Какое из названных сражений произошло в ходе Русско­-японской войны 1904-1905 гг.?

1) Чесменское
2) Гангутское
3) Цусимское
4) Синопское



15.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Кому конкретно был адресован этот документ? Когда этот документ был создан (месяц, год) ? С каким событием отечественной истории он был связан?


Из исторического источника.

« Государь!

Мы, рабочие и жители города С-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабом, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований…

Государь, нас здесь многие тысячи, и всё это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения…

Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой...

Пусть каждый будет и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов...

Но одна мера всё же не может залечить наших ран. Необходимы ещё и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии...

4) Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным на-логом

2) Отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земли на-роду…

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнёта капитала над трудом…

3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов – немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ…»




16.Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

1) 1905 г. 2) 1907 г.3) 1914 г. 4) 1917 г


17. Какой международный договор завершил Русско-японскую войну 1904-1905 гг.?

1) Портсмутский мир 2) Петербургский договор
3) Нерчинский договор4) Сан-Стефанский мир


18. Прочтите отрывок из договора, завершившего Русско-­японскую войну 1904-1905 гг., и укажите пропущенное в нем название.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть __________ и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные со­оружения и имущества, там находящиеся».

1) Камчатки 2) Сахалина 3) Приамурья 4) Аляски


19. Укажите одно из направлений деятельности П.А. Столыпина на посту Председателя Совета министров.

1) укрепление крестьянской общины
2) жесткое подавление революционного движения в стране
3) увеличение размера выкупных платежей с крестьян
4) борьба за ограничение самодержавия


20. Что из названного ниже было одним из направлений аграрной реформы П.А. Столыпина?

1) организация переселенческого движения крестьян в Сибирь и Среднюю Азию
2) укрепление крестьянской общины
3) конфискация помещичьих земель 4) сотрудничество с партией эсеров


21. Назовите три положения, отражающие цели аграрной реформы П.А.Столыпина

1) сохранить крестьянскую общину

2) погасить социальную напряженность

3) конфисковать помещичьи землевладения

4) решить проблему малоземелья крестьян Центральной России

5) создать социальную опору самодержавия – крестьян-собственников

6) национализировать землю – передать ее в собственность государства


22 .Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ито­гам Пер­вой рос­сий­ской ре­во­лю­ции 1905−1907 гг.? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) свер­же­ние монархии, уста­нов­ле­ние республики

2) со­зда­ние Го­су­дар­ствен­ной думы

3) раз­ре­ше­ние со­зда­вать по­ли­ти­че­ские партии

4) на­ци­о­на­ли­за­ция всех по­ме­щи­чьих земель

5) лик­ви­да­ция со­сло­вий и граж­дан­ских чинов

6) от­ме­на вы­куп­ных платежей


23 Прочтите отрывок из текста и укажите название банка, пропущенное в нем.

«Важным направлением реформы стало образование товарного земельного фонда. Для его создания активизируется деятельность банка, содействовавшего перепродаже земельной собственности от дворян к крестьянам. При Столыпине его деятельность приобретает грандиозный размах: только в 1906-1907 гг. банк скупил свыше 2,7 млн десятин земли. Впоследствии объемы сделок заметно упали, но до 1916 г. было скуплено ещё свыше 2 млн десятин. Банк дробил полученные земли на участки и продавал их крестьянам на условиях ипотеки. При этом максимально поощрялось создание отрубных и хуторских хозяйств».