СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по русскому языку 3 класс (Репкин В., Восторгова Е.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по русскому языку 3 класс (Репкин В., Восторгова Е.)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 368 «Лосиный остров»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

_______________

Протокол № ___

от «…...» …………….2020 г.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора

ГБОУ Школа № 368

«Лосиный остров»

___________Н.Г.Викторова

от «…...» …………….2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Школа

№ 368 «Лосиный остров»

___________О.С. Антипова

Приказ №___

от «…...» ………….2020 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

для 3 классов


Количество часов за год – 136 часов

Количество часов в неделю - 4 часа

Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалева И.Ю., Королева М.П.

















  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения курса по русскому языку:

  1. понимать и осознавать себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

  2. развивать познавательный интерес к родному языку, интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи его устройству и особенностям функционирования в речи;

  3. понимать необходимость соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

  4. стремиться к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения и способности к самооценке.

  5. развивать этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  6. уважительное отношение к другим ученикам, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

  7. умение дружно работать в паре, группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;

  8. умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;

  9. умение работать в паре со сверстником.


Метапредметные результаты освоения курса по русскому языку:

  1. уметь обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

  2. уметь строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;

  3. уметь вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

  4. уметь пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.).




Предметные результаты освоения курса по русскому языку:

  1. иметь общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;

  2. соблюдать практические нормы современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);

  3. уметь объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);

  4. иметь общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение);

  5. умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции в (объёме изученного);

  6. применять общие правила к разным частям слова, орфографии к аффиксам (наблюдения);

  7. проверять орфограммы слабой позиции по сильной позиции;

  8. пользоваться орфографическим словарём в случаях непроверяемых написаний;

  9. проверять орфограммы слабой позиции с помощью родственных слов.


  1. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку


К окончанию 3 класса обучающиеся должны знать: 
- названия падежей;
- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);
- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных ("названий предметов") и прилагательных ("названий призна-ков");
- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, -ие; буква Г в окончании -ого (-его); окончание -ый (-ий) в прилагательных мужского рода);
- правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ь и Ъ);
- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ться - -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

К окончанию 3 класса обучающиеся должны  уметь: 
-  определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между   ними;
- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание "проверочного" слова с окончанием в сильной позиции;
- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3-м классах;
- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;
- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;
- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения - не менее 80 слов в минуту);
- составлять простой план повествовательного и описательного текста;
- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);
- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
- составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).



III. Содержание курса.


п/п

Наименование разделов/

количество часов

Содержание программного материала

1

Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе) (25 ч).

  • Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.

  • Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции).

2

Окончание как значимая часть слова (22 ч).

  • Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.

  • Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.

3

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям (16 ч).

  • Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме.

4

Нефонемные написания в падежных окончаниях (16 ч).

  • Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене - в армии и т.п.).

  • Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции.

  • Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после шипящих и Ц.

5

Правописание личных окончаний (31 ч).

  • Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся.

  • Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма. Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.

7

Система орфограмм и способы их проверки (26 ч).

  • Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем, раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов. Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций и правила, регулирующие их написание (повторение). Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).

Всего: 136 часов.



  1. Тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Количество часов


Раздел 1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе).

25

1

Постановка задачи: "Как устроено слово?". Наименьшие значимые части слова, способ их выделения.

1

2

Постановка задачи: "Как устроено слово?". Наименьшие значимые части слова, способ их выделения.

1

3

Многозначность слова.

1

4

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок).

1

5

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов.

1

6

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов.

1

7

Сильные и слабые позиции фонем. Звук в сильной позиции как основной представитель.

1

8

Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора.

1

9

Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного).

1

10

Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова.

1

11

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило.

1

12

Правила графики.

1

13

Применение общего орфографического правила к разным частям слова.

1

14

Применение общего орфографического правила к разным частям слова.

1

15

«Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы.

1

16

Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй).

1

17

Непроизносимые согласные.

1

18

Непроизносимые согласные.

1

19

Непроизносимые согласные.

1

20

Чередование звуков и фонем в корнях слов.

1

21

Соотношение между написанием и звучанием слова: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу.

1

22

Соотношение между написанием и звучанием слова: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу.

1

23

Контрольная работа №1.

1

24

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1

25

Позиционное чередование со­гласных перед мягкими согласными звуками.

1


Раздел 2. Окончание как значимая часть слова.

22

1

Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?». Работа основы слова.

1

2

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на падеж).

1

3

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на число).

1

4

Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены.

1

5

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род).

1

6

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода.

1

7

Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа.

1

8

Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний.

1

9

Введение термина «падежные окончания».

1

10

Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами.

1

11

Правописание предлогов со словами.

1

12

Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведе­ние слова к именительному падежу.

1

13

Способ определения падежа сло­ва в высказывании (путем подстановки слова степь).

1

14

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степь).

1

15

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степь).

1

16

Определение падежа слов во множественном числе.

1

17

Определение падежа слов, называющих предметы.

1

18

Работа окончаний слов, называющих признаки.

1

19

Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки.

1

20

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.

1

21

Контрольная работа № 2.

1

22

Анализ контрольной работы. Два способа определения падежа.

1


Раздел 3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

16

1

Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» Понятие одного и того же окончания в разных словах.

1

2

Понятие одного и того же окончания в разных словах.

1

3

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по именительному падеж у единственного числа.

1

4

Работа окончания винительного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово — живой или неживой.

1

5

Определение набора падежных окончании у слов, называющих предметы.

1

6

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

1

7

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

1

8

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма.

1

9

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях.

1

10

Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях.

1

11

Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, дедушка и т. п..

1

12

Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа.

1

13

Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа.

1

14

Контрольная работа № 3.

1

15

Анализ контрольной работы.

1

16

Окончание и другие части слова.

1


Раздел 5. Нефонемные написания в падежных окончаниях.

16

1

Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

1

2

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.

1

3

Слова-двойники с основой на [ий'].

1

4

Разграничение слов на -ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на -ей (типа улей).

1

5

Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буквы ы, и в окончании -ый/ий).

1

6

Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его).

1

7

Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его).

1

8

Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

1

9

Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях.

1

10

Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.

1

11

Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.

1

12

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

1

13

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

1

14

Контрольная работа № 4.

1

15

Анализ контрольной работы.

1

16

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения.

1


Раздел 6. Правописание личных окончаний.

31

1

Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?».

1

2

Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях.

1

3

Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса.

1

4

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

1

5

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

1

6

Инфинитив и его окончания.

1

7

Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени.

1

8

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний.

1

9

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

1

10

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

1

11

Обозначение фонемы после шипящих в безударных личных окончаниях.

1

12

Определение спряжения по одному из личных окончаний.

1

13

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

1

14

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

1

15

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и не-усекаемые основы инфинитива.

1

16

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и не-усекаемые основы инфинитива.

1

17

Особенности слов II спряжения.

1

18

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы.

1

19

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы.

1

20

Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-.

1

21

Правописание личных окончаний в слове гнать (исключение).

1

22

Правописание личных окончаний в слове стелить.

1

23

Правописание личных окончаний в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса -и- на -е-).

1

24

Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово).

1

25

Определение спряжения по списку.

1

26

Определение спряжения по списку.

1

27

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

1

28

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

1

29

Контрольная работа № 5.

1

30

Анализ контрольной работы.

1

31

Определение типа спряжения слов с приставками. Варианты спряжения (свистит — свищет). Случаи нарушения правил спряжения.

1


Раздел 7. Система орфограмм и способы их проверки.

26

1

Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?».

1

2

Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

1

3

Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

1

4

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

1

5

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

1

6

Способ проверки орфограмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы.

1

7

Орфограмма «и, ы после ц».

1

8

Разделительные ь и ъ. «Непроверяемые» орфограммы.

1

9

Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем.

1

10

Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение).

1

11

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-).

1

12

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-).

1

13

Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар).

1

14

Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар).

1

15

Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании.

1

16

Упражнения в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов.

1

17

Упражнения в проверке орфограмм.

1

18

Упражнения в проверке орфограмм.

1

19

Упражнения в проверке орфограмм.

1

20

Свободный пересказ текста.

1

21

Контрольная работа № 6.

1

22

Анализ контрольной работы.

1

23

Исторические сведения о корнях гор-/гар- и зор-/зар-.

1

24

Орфографический практикум (резерв).

1

25

Орфографический практикум (резерв).

1

26

Орфографический практикум (резерв).

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс