№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Раздел 1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе). | 25 |
1 | Постановка задачи: "Как устроено слово?". Наименьшие значимые части слова, способ их выделения. | 1 |
2 | Постановка задачи: "Как устроено слово?". Наименьшие значимые части слова, способ их выделения. | 1 |
3 | Многозначность слова. | 1 |
4 | Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок). | 1 |
5 | Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов. | 1 |
6 | Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов. | 1 |
7 | Сильные и слабые позиции фонем. Звук в сильной позиции как основной представитель. | 1 |
8 | Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора. | 1 |
9 | Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного). | 1 |
10 | Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова. | 1 |
11 | Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило. | 1 |
12 | Правила графики. | 1 |
13 | Применение общего орфографического правила к разным частям слова. | 1 |
14 | Применение общего орфографического правила к разным частям слова. | 1 |
15 | «Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы. | 1 |
16 | Правописание слов с приставкой с-. Слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй). | 1 |
17 | Непроизносимые согласные. | 1 |
18 | Непроизносимые согласные. | 1 |
19 | Непроизносимые согласные. | 1 |
20 | Чередование звуков и фонем в корнях слов. | 1 |
21 | Соотношение между написанием и звучанием слова: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу. | 1 |
22 | Соотношение между написанием и звучанием слова: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу. | 1 |
23 | Контрольная работа №1. | 1 |
24 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 |
25 | Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными звуками. | 1 |
| Раздел 2. Окончание как значимая часть слова. | 22 |
1 | Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?». Работа основы слова. | 1 |
2 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на падеж). | 1 |
3 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на число). | 1 |
4 | Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены. | 1 |
5 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род). | 1 |
6 | Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода. | 1 |
7 | Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа. | 1 |
8 | Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний. | 1 |
9 | Введение термина «падежные окончания». | 1 |
10 | Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами. | 1 |
11 | Правописание предлогов со словами. | 1 |
12 | Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу. | 1 |
13 | Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степь). | 1 |
14 | Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степь). | 1 |
15 | Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степь). | 1 |
16 | Определение падежа слов во множественном числе. | 1 |
17 | Определение падежа слов, называющих предметы. | 1 |
18 | Работа окончаний слов, называющих признаки. | 1 |
19 | Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки. | 1 |
20 | Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки. | 1 |
21 | Контрольная работа № 2. | 1 |
22 | Анализ контрольной работы. Два способа определения падежа. | 1 |
| Раздел 3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. | 16 |
1 | Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» Понятие одного и того же окончания в разных словах. | 1 |
2 | Понятие одного и того же окончания в разных словах. | 1 |
3 | Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по именительному падеж у единственного числа. | 1 |
4 | Работа окончания винительного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово — живой или неживой. | 1 |
5 | Определение набора падежных окончании у слов, называющих предметы. | 1 |
6 | Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. | 1 |
7 | Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. | 1 |
8 | Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма. | 1 |
9 | Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях. | 1 |
10 | Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях. | 1 |
11 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, дедушка и т. п.. | 1 |
12 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа. | 1 |
13 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа. | 1 |
14 | Контрольная работа № 3. | 1 |
15 | Анализ контрольной работы. | 1 |
16 | Окончание и другие части слова. | 1 |
| Раздел 5. Нефонемные написания в падежных окончаниях. | 16 |
1 | Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» | 1 |
2 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний. | 1 |
3 | Слова-двойники с основой на [ий']. | 1 |
4 | Разграничение слов на -ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на -ей (типа улей). | 1 |
5 | Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буквы ы, и в окончании -ый/ий). | 1 |
6 | Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его). | 1 |
7 | Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его). | 1 |
8 | Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц. | 1 |
9 | Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях. | 1 |
10 | Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях. | 1 |
11 | Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях. | 1 |
12 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях. | 1 |
13 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях. | 1 |
14 | Контрольная работа № 4. | 1 |
15 | Анализ контрольной работы. | 1 |
16 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения. | 1 |
| Раздел 6. Правописание личных окончаний. | 31 |
1 | Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?». | 1 |
2 | Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях. | 1 |
3 | Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса. | 1 |
4 | Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени. | 1 |
5 | Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени. | 1 |
6 | Инфинитив и его окончания. | 1 |
7 | Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени. | 1 |
8 | Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний. | 1 |
9 | Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения. | 1 |
10 | Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения. | 1 |
11 | Обозначение фонемы после шипящих в безударных личных окончаниях. | 1 |
12 | Определение спряжения по одному из личных окончаний. | 1 |
13 | Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся. | 1 |
14 | Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся. | 1 |
15 | Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и не-усекаемые основы инфинитива. | 1 |
16 | Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и не-усекаемые основы инфинитива. | 1 |
17 | Особенности слов II спряжения. | 1 |
18 | Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы. | 1 |
19 | Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы. | 1 |
20 | Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-. | 1 |
21 | Правописание личных окончаний в слове гнать (исключение). | 1 |
22 | Правописание личных окончаний в слове стелить. | 1 |
23 | Правописание личных окончаний в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса -и- на -е-). | 1 |
24 | Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово). | 1 |
25 | Определение спряжения по списку. | 1 |
26 | Определение спряжения по списку. | 1 |
27 | Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия. | 1 |
28 | Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия. | 1 |
29 | Контрольная работа № 5. | 1 |
30 | Анализ контрольной работы. | 1 |
31 | Определение типа спряжения слов с приставками. Варианты спряжения (свистит — свищет). Случаи нарушения правил спряжения. | 1 |
| Раздел 7. Система орфограмм и способы их проверки. | 26 |
1 | Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?». | 1 |
2 | Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. | 1 |
3 | Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. | 1 |
4 | Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них. | 1 |
5 | Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них. | 1 |
6 | Способ проверки орфограмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы. | 1 |
7 | Орфограмма «и, ы после ц». | 1 |
8 | Разделительные ь и ъ. «Непроверяемые» орфограммы. | 1 |
9 | Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем. | 1 |
10 | Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). | 1 |
11 | Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-). | 1 |
12 | Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-). | 1 |
13 | Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар). | 1 |
14 | Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар). | 1 |
15 | Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании. | 1 |
16 | Упражнения в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов. | 1 |
17 | Упражнения в проверке орфограмм. | 1 |
18 | Упражнения в проверке орфограмм. | 1 |
19 | Упражнения в проверке орфограмм. | 1 |
20 | Свободный пересказ текста. | 1 |
21 | Контрольная работа № 6. | 1 |
22 | Анализ контрольной работы. | 1 |
23 | Исторические сведения о корнях гор-/гар- и зор-/зар-. | 1 |
24 | Орфографический практикум (резерв). | 1 |
25 | Орфографический практикум (резерв). | 1 |
26 | Орфографический практикум (резерв). | 1 |