Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Белова И.С. Протокол № 1 от «29» 08 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шелохаева В.А Приказ № ____ от «___» ____ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для обучающихся 6 класса
село Синегорск, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
Цель программы: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи программы:
1. познакомить с основными этапами в развитии языка;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов. Всего 34ч., по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы: демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
·совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из истории русского языка (5часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.
Сказочное царство слов (12 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.
Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы.
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему.
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
Могущество слова (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошей речи (7часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Название темы | Основные виды деятельности | Кол-во часов |
1. Из истории русского языка (5часов) |
1 | Русский язык – наше национальное богатство | Лекционное занятие | 1 |
2 | Первоучители словенские. Славянская азбука | Подготовка сообщений, практические задания | 1 |
3 | Азбучный имяслов | Индивидуальная и групповая работа: чтение названий букв кириллицы, отличие ее от глаголицы | 1 |
4 | История буквы ЯТЬ | Сбор материала и анализ | 1 |
5 | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | Сбор материала и анализ | 1 |
2. Сказочное царство слов (12 часов) |
6 | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века | Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа | 1 |
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | Сбор материала и анализ | 1 |
8 | Литературный язык и местные говоры | Заочное путешествие. | 1 |
9 | Лексические диалектные различия и их типы | Сбор материала по тематическим группам лексики | 1 |
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба» | Работа с тестом | 1 |
11 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие | 1 |
12 | Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов | Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок | 1 |
13 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика | Индивидуальная и групповая поисковая работа | 1 |
14 | Молодёжный сленг и отношение к нему | Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения | | | 1 |
15 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество | Сбор материала по истории личных имен, отчеств | 1 |
16 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | Сбор материала по истории личных фамилий | 1 |
17 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ | Сбор материала и обработка | 1 |
3. Могущество слова (10 часов) |
18 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Составление «биографии» слова | 1 |
19 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | Элементы игровых технологий | 1 |
20 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь | Составление «паспорта» слова | 1 |
21 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных | Наблюдение за языком | 1 |
22 | Как правильно употреблять слова | Сбор материала и анализ | 1 |
23 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках | Анализ произведений УНТ, создание своих загадок | 1 |
24 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Работа со словарями | 1 |
25 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова | Работа с текстами | 1 |
26 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Составление памятки «Как написать письмо» | 1 |
27 | Напиши письмо Маме | Создание творческих работ | 1 |
4. Качества хорошей речи (6часов) |
28 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | Лекционное занятие | 1 |
29 | Ударение в словах | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций | 1 |
30 | Орфоэпические нормы русского языка | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие | 1 |
31 | Трудно ли говорить по-русски? | Практическое занятие | 1 |
32 | История современных знаков препинания | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие | 1 |
33 | «Наш дар бессмертный - речь» | Защита проекта | 1 |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка |
1. | Русский язык – наше национальное богатство | | |
2. | Первоучители словенские. Славянская азбука | | |
3. | Азбучный имяслов | | |
4. | История буквы ЯТЬ | | |
5. | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | | |
6. | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века | | |
7. | Историзмы, архаизмы, неологизмы | | |
8. | Литературный язык и местные говоры | | |
9. | Лексические диалектные различия и их типы | | |
10. | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба» | | |
11. | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова | | |
12. | Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов | | |
13. | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика | | |
14. | Молодёжный сленг и отношение к нему | | |
15. | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество | | |
16. | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | | |
17. | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ | | |
18. | К истокам слова. Почему мы так говорим? | | |
19. | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | | |
20. | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь | | |
21. | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных | | |
22. | Как правильно употреблять слова | | |
23. | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках | | |
24. | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | | |
25. | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова | | |
26. | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | | |
27. | Напиши письмо Маме | | |
28. | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | | |
29. | Ударение в словах | | |
30. | Орфоэпические нормы русского языка | | |
31. | Трудно ли говорить по-русски? | | |
32. | История современных знаков препинания | | |
33. | «Наш дар бессмертный - речь» | | |
34. | Итоговое занятие | | |