СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Русский язык 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Русский язык 10-11 классы»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цели обучения.

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.



Задачи изучения русского языка.

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.



Нормативно-правовые документы.

Настоящая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Г..Гольцовой, И.В. Шамшина,М. "Русское слово" 2009 г./ Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.



Сведения о рабочей программе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на пять лет.



Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.


Для разработки рабочей программы мною выбрана примерная программа основного общего образования по истории. Выбор определяется тем, что примерная программа составлена Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе.



Внесение изменений в примерную программу заключаются в следующем: мною внесены изменения по развитию речи в связи с подготовкой к ЕГЭ, не нарушен при этом минимум часов, определяемый примерной программой по предмету.


Место и роль учебного курса «Русский язык».

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе номпетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в X классе 35 часов (1 ч. в неделю), в 11 классе 35 часов (1 час в неделю).


Формы организации образовательного процесса.

- беседа;

- практикум;

- фронтальный опрос;

-диктанты: словарный, выборочный, объяснительный, буквенный, цифровой, лексический, орфоэпический; творческая работа.

Технологии обучения:

- проблемная;

- развивающая;

- дифференцированная;

- здоровьесберегающая.

Виды и формы контроля:

- тематический;

- тестирования;

- диктанты;

- сочинения;

- фронтальный опрос.


Планируемый уровень подготовки обучающихся.


Учашиеся должны уметь:

- создавать высказывания на лингвистическую тему;

- придавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах ( план, конспект, доклад) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведений;

- соблюдать языковые нормы речи;

- выполнять все виды разбора;

- анализировать тексты разных стилей и типов с точки зрения структуры содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей.

При изучении русскогоязыка на базовом уровне совершенствуются общеучебные умения:

- коммуникативные;

- интеллектуальные;

- информационные;

- организационные.

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

- речевые умения и навыки;

- умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;

- умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра.


Используемые учебники Н.Г..Гольцова, И.В. Шамшин ,М. «Русский язык. 10-11 классы». М.: «Русское слово» 2017 г.

Данный учебник рекомендован Министерством образования, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г., обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку в средней (полной) общеобразовательной школе (базовый уровень).



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Введение

Слово о русском языке.

Лексика. Фразеология.

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Фонетика. Графика.

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями

Морфемика и словообразование.

Состав слова



Состав слова. Система морфем русского языка.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования Словообразовательный разбор слова. Формообразование

Орфография

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных

в корне слова. „

Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных

согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-. Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.


Морфология

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных и существительных.


Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Правописание и употребление числительных.


Местоимение

Местоимение как часть речи..

Правописание местоимений.



Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.


Наречие

Наречие как часть речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.


Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог. Правописание производных предлогов.

Союз. Правописание союзов.

Частицы. Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.






Учебно – тематический план по русскому языку для 10 класса





Содержание

Количество часов

Диктант

Введение. О русском языке.

1


Фонетика. Графика

2


Лексика. Фразеология

3


Морфемика и словообразование. Состав слова.

2


Морфология и орфография

23

2

Резервные уроки

2


Итого:

33

2



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс


Введение

Слово о русском языке



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор

словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно­восклицательные слова.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.


Период

Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.


Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.


Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.


КУЛЬТУРА РЕЧИ


Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно- научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.


Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили речи, а также изобразительно – выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно – художественной речи.


Текст

Закономерности построения текста. Функционально – смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.


Из истории русского языкознания

М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.




Учебно – тематический план по русскому языку для 11 класса





Тема



Кол-во

часов


Контрольные

работы

1

Принципы русской пунктуации. Словосочетание.


3



2

Предложение. Простое предложение.


3



3

Простое осложнённое предложение.

9

1


4

Сложное предложение.


6






5

Предложения с чужой речью.

1



6

Употребление знаков препинания.

3

1


7

Культура речи. Стилистика.

3



8

Готовимся к ЕГЭ.

3



9

Резерв

2




Итого:

33

2
























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

11 класс


В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:


  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора

  • ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно – этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы; владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально­-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.























Учебно — методическое обеспечение.

1 . Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2017

2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2016

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы, М., 2013

4. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка 5-11 классы. М., 2013 ’

5 Будников Н.Н. Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2017

6. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ Учебное пособие для 10-11 классов. - Ростов - на - Дону: Легион, 2010.

  1. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ 2014 Москва «Интеллект-Центр» 2018 Русский язык.

  2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл - М • ТЦ «Сфера», 2012.

  3. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2012.

  5. Русский язык. ЕГЭ 2014 Москва. 2014

12. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2012.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!