СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ВД "Творчество и дизайн"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для учащихся 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«РП ВД "Творчество и дизайн"»

18


г.Усть-Лабинск

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.В. Суворова








УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета

от 30.08.18. протокол № ________

директор Н.Г. Буряк ___________












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности общекультурной направленности

«Творчество и дизайн»

основного общего образования 5-8 класс

количество часов (в год) 34



учитель технологии Сидякина Марина Дмитриевна











Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС ООО, с учётом формирования УУД общекультурного и общеинтеллектуального направления и на основе авторской программы Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова

«Художественное творчество в дизайне»





Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  2. Планируемые результаты освоения учебной программы…………6

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………..8

  4. Содержание учебной программы……………………………………10

  5. Система диагностики усвоения программного материала ………..12





































1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-8 класса «Творчество и дизайн» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и имеет общекультурное направление. Содержание программы «Творчество и дизайн» является продолжением изучения

смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории, литературы, кубановедения) в освоении различных видов и техник прикладного искусства. Программа знакомит обучающихся со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: аппликация-мозаика, батик, живопись маслом по стеклу, художественная обработка кожи, коллаж, стрингарт, стимппанк и т.д. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветосочетания и стилизации.


Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия роли и места декоративно – прикладного искусства и дизайнерского искусства в современной жизни;

- освоению современных видов и технологий прикладного творчества;

- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности;

- пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами,

- умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей и развитием того или иного вида творчества.


Концепция (основная идея) программы

Программа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка в любой возрастной категории. Выполняя мозаичные работы, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей, злагомера, внимательности. Сочетание занятий теоретических, практических и демонстрационных (выставка, смотр, конкурс) позволяет расширить кругозор ребят, развивает самооценку и создаёт условия для самореализации. Программа рассчитана на детей от 11 до 15 лет. Программа «Творчество и дизайн» является программой оформительского искусства, которая делится на декоративно-прикладное искусство и дизайн. Основная форма внеурочной деятельности – погружение, особенностями которого является проведение занятий, объединенных общей темой художественной направленности. Программа предусматривает сочетание работы по углубленному изучению в разных техниках.

Средствами декоративно-прикладного искусства и изучением видов дизайна воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.

Работа в разных техниках требует постепенного знакомства с особенностями ремесла, аккуратности исполнения, отработки и совершенствования навыков ручной работы.


Новизна и актуальность программы

Новизна программы состоит в том, что, в процессе занятий учащиеся получают новые знания в разных техниках за рамками школьной программы и при этом получают возможность реализовать свои творческие способности.


Актуальность

        Декоративное творчество и дизайн является составной частью художественной направленности дополнительного образования и общекультурной направленности внеурочной деятельности основного общего образования. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».


Цели программы:

  • углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края, особенностях декоративно-прикладного творчества и дизайна

  • воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов прикладного творчества и дизайна

  • формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.


Задачи курса:

  • воспитание человека, любящего свою малую Родину, с активной жизненной позицией, ответственного за судьбу всей России

  • развитие познавательного интереса к изучению культуры родного края

  • расширить представления о многообразии видов прикладного творчества и видов дизайна

  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства и дизайна.

  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  • учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

  • приобщать школьников к народному промысловому ремесленничеству;

  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

  • помогать детям в их желании сделать свои работы не только многофункциональными, но и общественно значимыми.


Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения: с 5-го по 8-ой класс.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 136 часов, по 34 часа на каждый год обучения, 1 час в неделю.


Формы организации занятий

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования коммуникативных компетенций. В конце каждого раздела программы предусмотрена выставка творческих работ учащих. Также предусмотрено выполнение тематических работ для активного участия в конкурсах различного уровня.

Учебные занятия предполагает реализацию целей по формированию метапредметных компетенций на всех этапах деятельности.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста.

        















2. Планируемые результаты освоения учебной программы

курса внеурочной деятельности «Творчество и дизайн»

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия (УУД):


  • Личностные результаты:


- интерес к предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения прикладного творчества и дизайна;
- ориентация на понимание рекомендаций и оценок учителя и товарищей;
- понимание причин успеха в творческой деятельности;
- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.


  • Метапредметные результаты:

Регулятивные

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

-соотнесение целей с возможностями

-определение временных рамок

-определение шагов решения задачи

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.


Коммуникативные

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

● планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

● постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

● разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Познавательные

-умение задавать вопросы

-умение получать помощь

-умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

-построение логической цепи рассуждений.


  • Предметные результаты:

- подбор инструментов и материалов с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- дизайнерское проектирование технического изделия;

- моделирование художественного оформления объекта труда;

- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
















3.Тематическое планирование

программы внеурочной деятельности «Творчество и дизайн»


Класс 5

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Вводное занятие

1

Творчество и дизайн

1

подбор инструментов и материалов с учетом требований технологии






Аппликация






16

Аппликация из коктейльных трубочек

3

соотнесение рисунка с возможностями его использования для мозаичной работы, определение временных рамок, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений, развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с мелкими деталями

Аппликация из гранитной крошкой

3

Аппликация из кожи

6

Аппликация,

декорирование предметов

4



Виды росписи



16

Хохломская роспись

6

дизайнерское проектирование технического изделия;

моделирование художественного оформления предметов быта; разработка самостоятельного эскиза для дизайнерского объекта.

Гжельская роспись

6

Точечная

роспись

4

Итоговое занятие

1

Выставка работ

1

Самооценка, самоанализ выполненных работ

Итого:

34


Класс 6

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Вводное занятие

1

Творчество и дизайн

1

подбор инструментов и материалов с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов





Батик





16

Батик,

акварельная техника


4

соотнесение рисунка с возможностями его использования для акварельной техники, контурного рисунка, определение временных рамок, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений, развитие способностей к цветовому восприятию и цветосочетанию.

Батик, контурный рисунок


4

Батик, узелковая техника

2

Батик с контурным составом

6

Декоративная вышивка


17

Вышивка пайетками и бисером

9

дизайнерское проектирование изделия;

моделирование художественного образа; разработка самостоятельного эскиза для дизайнерского изделия.

Вышивка лентами

8

Итоговое занятие

1

Презентация работ

1

обобщение опыта, выводы по изученному курсу

Итого:

34


Класс 7

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Вводное занятие

1

Творчество и дизайн

1

подбор инструментов и материалов с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов






Живопись






19

Графика, композиция, стилизация

2

соотнесение изображения с возможностями его использования для графического исполнения, определение временных рамок, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений, развитие способностей к композиционному построению и цветовому решению

Колорит, цветовосприятие

2

Живопись маслом

10

Акриловая живопись

5



Стрингарт



13

Стрингарт, техника выполнения

9

дизайнерское проектирование технического изделия;

моделирование артобъектов; разработка самостоятельного эскиза для дизайнерского объекта.

Стрингарт в артобъектах

4

Итоговое занятие

1

Презентация итогов

1

обобщение опыта, выводы по изученному курсу

Итого:

34


Класс 8

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся


Вводное занятие


1


Творчество и дизайн


1

подбор инструментов и материалов с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; соблюдение норм и правил безопасности труда;




Живопись




9

Стили и направления

1

определение стиля и направления, планирование последовательности шагов алгоритма для написания картины; поиск смыслового решения, развитие способностей к композиционному построению и цветовому решению

Живопись маслом, сюрреализм

5

Граффити

как искусство

3

Художественная обработка

кожи

10

Плоскостной пейзаж

4

дизайнерское проектирование технического изделия; развитие способностей к композиционному построению.

Объёмный коллаж

6



Стимппанк



13

Стимппанк, предметы быта

9

дизайнерское проектирование технического изделия;

моделирование артобъектов; разработка самостоятельного эскиза для дизайнерского объекта.

Стимппанк, украшения

4

Заключительное занятие

1

презентация творческих достижений

1

умение объективно оценивать работу товарища и адекватно воспринимать критику

Итого:

34

4. Содержание программы внеурочной деятельности

«Творчество и дизайн»


5 класс (34ч)

Вводное занятие 1 час

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Аппликация 16 час

Теоретические сведения: Основные материалы и инструменты. Виды и методы выполнения аппликации. Знакомство с особенностями аппликации-мозаика из различных материалов. Аппликация из кожи.

Практическая работа: аппликация из нарезанных коктейльных трубочек. Панно из цветной гранитной крошки. Изготовление украшений из кожи. Декорирование предметов быта различными материалами.

Виды росписи 17 час

Теоретические сведения: История возникновения хохломской и гжельской росписи. Принципы построения композиций. Детализация элементов росписи. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения точечной росписи.

Практическая работа: Декорирование разделочной доски хохломской росписью. Декорирование керамической тарелки гжельской росписью. Выполнение точечной росписи на предметах быта.

Заключительное занятие 1 час

Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.

6 класс(34ч)

Вводное занятие 1 час

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Батик 16 час

Теоретические сведения: Батик, его виды и способы выполнения. История батика. Правила выполнения акварельного, узелкового, контурного батика и с контурным составом.

Практическая работа: Панно с акварельной техникой батика. Декорирование футболки узелковым батиком. Открытка с контурным батиком и с резервным составом.

Декоративная вышивка 17 час

Теоретические сведения: Виды вышивки. Вышивка пайетками и бисером, способы и приёмы. Вышивка атласными лентами, приёмы и методы.

Практическая работа: Изготовление панно в технике «вышивка пайетками и бисером» и панно в технике «вышивка лентами».

Заключительное занятие 1 час

Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.




7 класс(34ч)

Вводное занятие 1 час

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Живопись 19 час

Теоретические сведения: Живопись, стили и направления. Живопись маслим по стеклу, приёмы и особенности выполнения. Акриловая живопись.

Практическая работа: Выполнение живописных картин по стеклу акриловыми и масляными красками.

Стрингарт 14 час

Теоретические сведения: Стрингарт, техника выполнения. Арт объекты в технике гвоздики и нитки (стрингарт).

Практическая работа: Выполнение панно в технике стрингарт при помощи гвоздиков и ниток.

Заключительное занятие 1 час

Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.

8 класс(34ч)

Вводное занятие 1час

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Живопись 9 час

Теоретические сведения: Стили и направления живописи. Сюрреализм, история и особенности. Граффити как искусство.

Практическая работа: Выполнение картины в стиле сюрреализм. Картина маслом по стеклу на основе цветной иллюстрации.

Художественная обработка кожи 10 час

Теоретические сведения: Виды кожи. Способы выполнения плоскостных и объёмных аппликаций. Приёмы и способы окрашивания кожи.

Практическая работа: Выполнение плоскостной аппликации. Изготовление объёмного панно в стиле коллаж с элементами из кожи.

Стимппанк 14 час

Теоретические сведения: Техника стимппанк, её особенности и способы выполнения. Виды изделий в технике стимппанк.

Практическая работа: Выполнение украшений в стиле стимппанк и декорирование предметов быта в данной технике.

Заключительное занятие 1 час

Подведение итогов за год, презентация и выставка работ.







5. Система диагностики усвоения программного материала.

  Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, через создание портфолио учащегося.

        Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

        Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогу изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        Создание портфолио ученика является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, инструкционные карты, иллюстрации, эскизы, презентации и т.п.

Формы контроля.

  • Наблюдение

  • Беседа (понятно, не понятно, что не ясно)

  • Практический контроль

  • Рейтинг готового изделия (выставки)

  • Диагностика



Диагностика конструктивной деятельности обучающихся

(Анализ продуктов деятельности)

1. Передача формы:

1.1. форма передана точно (высокий уровень);

1.2. есть незначительные искажения (средний уровень);

1.3. искажения значительные, форма не удалась (низкий уровень).

2. Строение конструкции:

2.1. детали  расположены, верно (высокий уровень);

2.2. есть незначительные искажения (средний уровень);

2.3. детали конструкции  расположены неверно (низкий уровень).

3. Передача пропорции конструкции:

3.1. пропорции соблюдаются (высокий уровень);

3.2. есть незначительные искажения (средний уровень);

3.3. пропорции переданы неверно (низкий уровень).

 4. Композиция (соотношение по величине разных деталей, составляющих образец):

4.1.соблюдается пропорциональность в расположении разных деталей (высокий уровень);

4.2. есть незначительные искажения (средний уровень);

4.3. пропорциональность передана неверно (низкий уровень).

5. Цвет (разнообразие цветовой гаммы, творческое отношение к цвету):

5.1. многоцветная или ограниченная гамма, соответствующая замыслу и выразительности конструкции (высокий уровень);

5.2. преобладание нескольких цветов в большей степени случайно (средний уровень);

5.3. безразличие к цвету, конструкция выполнена в одном цвете (или случайно взятыми цветами) (низкий уровень).

По всем критериям, имеющим группы показателей, дается оценка (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень). На основе анализа по данным критериям определяем уровень овладения обучающимися программы внеурочной деятельности «Творчество и дизайн».




























СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей

СОШ № 1 имени А.В. Суворова

Протокол № 1

от 30.08.18.










































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

___________ М.Д. Сидякина

от 30.08.18.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!