СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • расширение знаний, полученных в 1-5 классе, о жанре басни.
  • знакомство с жизнью и творчеством И. И. Дмитриева.
  • определение содержательных особенностей басни «Муха».
  • понимание аллегорического смысла басни.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 6

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • расширение знаний, полученных в 1-5 классе, о жанре басни.

  • знакомство с жизнью и творчеством И. И. Дмитриева.

  • определение содержательных особенностей басни «Муха».

  • понимание аллегорического смысла басни.

Тезаурус

Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведётся в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.

Мораль басни – этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем басни.

Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как основная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным.

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Лафонтен – поэт-баснописец и литератор, великий французский классик.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса / Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2017, стр. 305

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

Дополнительная литература:

1. Миронова Н. А. Литература. 6 класс. Книга для учителя к УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой «Литература. 6 класс»: учебно-методическое пособие / Н. А. Миронова. – М.: Дрофа, 2013, стр. 207

2. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» / – Волгоград: Учитель, 2015, стр. 325

3. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен», 2016, стр. 65

4. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017, стр. 144

5. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 48

6. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 160

7. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 18

Открытые электронные ресурсы:

1. Басня. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Басня (Дата обращения: 10.06.2019)

2. Русская поэзия XVIII века. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/5_Rus_poezia_18v/8.html (Дата обращения: 10.06.2019)

3. http://voprosblog.ru/chto-takoe-basnya-v-literature-opredelenie-basni/ (Дата обращения: 10.06.2019)

4. http://detskiychas.ru/school/dmitriev/biografiya_dmitrieva/ (Дата обращения: 10.06.2019)

5. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 10.06.2019)

6. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 10.06.2019)

7. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 10.06.2019)

8. Литература. 6 класс. Книга для учителя к УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой «Литература. 6 класс» https://docplayer.ru/26511141-Literatura-6-klass-kniga-dlya-uchitelya-k-umk-pod-redakciey-t-f-kurdyumovoy-literatura-6-klass-uchebno-metodicheskoe-posobie.html (Дата обращения: 10.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Иван Иванович Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, в родовом имении под Сызранью.

Продолжил обучение в частных пансионах – сначала в Казани, а затем в Симбирске.

В 1772 году Иван Дмитриев был записан солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк, а в 1774 определён в Петербургскую полковую школу. Не имея к военной службе никакой склонности, он дослужил до чина полковника.

Иван Иванович Дмитриев хочет всецело заняться писательством, поэтому в конце 1799 года уходит в отставку.

Но в 1806 году снова возвращается, уже на штатскую службу.

В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он хочет быть нужным Отечеству, но честному государственному деятелю пришлось столкнуться с интригами сослуживцев. Это заставило его в 1814 году выйти в отставку.

Интерес к поэзии у Дмитриева возник ещё в 1770-е годы. Большое влияние на его творчество имели стихотворения Гавриила Романовича Державина.

Участие в «Московском журнале» сделало имя Дмитриева известным. В эти годы Дмитриев писал сказки, песни, басни.

Главное место в творчестве Дмитриева принадлежит басням. Им написано 80 басен, и современники называли его «русским Лафонтеном».

Иван Иванович Дмитриев считал, что басню нужно писать красивым языком, придав ему лёгкость и поэзию. Баснописец – не моралист, а мудрый советчик. Басни Дмитриева наполнены личными чувствами, так как он использует не столько народный опыт, сколько собственный.

Басни Дмитриева исключали сатиру и грубый смех, они содержали важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», которая считается одной из лучших в творчестве литератора. Для басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни.

Известно, что труд в деревне очень трудный, а пахота земли особенно тягостна. Землю крестьяне вспахивали на лошадях или на быках.

Уставший и обессилевший Бык после трудового дня идёт домой. Автор выбирает выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги.

На рогах у Быка сидела Муха. Она видела, как тяжело работает Бык, вскапывая землю. Сама ничего не делала, но приписывает себе заслуги равные с Быком: она тоже пахала, и перед другой Мухой важно хвастается своими мнимыми трудовыми подвигами.

Дмитриев, подчёркивая лживые и пустые слова Мухи, использует выражение «поднявши нос»:

«А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали!»

Слова Мухи «мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми: так стали говорить о человеке, который стремится присвоить себе чужие труды.

В басне порицаются люди, которые, будучи бездельниками, считают себя великими тружениками.

Теоретический материал для углублённого изучения

В. Г. Белинский дал такое определение басне: «Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества».

П. А. Вяземский в своём высказывании отметил вклад в создание басен И. И. Дмитриева и И. А. Крылова: «Дмитриев и Крылов – два живописца, два первостатейные мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они во всём кидаются в глаза и радуют их игривостью своей, рельефностью, поразительностью, выпуклостью. Другой отличается правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев, как писатель, как стилист, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Какой термин характеризует представленное определение?

... – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится чётко сформулированный поучительный вывод, или мораль.

Нужно вспомнить теоретический материал прошлых уроков, где мы учили эти определения.

Варианты ответов:

Фольклор

Народное пение

Басня

Правильный ответ:

Басня

Множественный выбор

Задание по биографии И. И. Дмитриева.

Дмитриев, как и положено дворянину, служил на многих должностях на пользу царю и Отечеству. Кем он был?

Варианты ответов:

Военным

Поваром

Министром юстиции

Тайным советником

Дипломатом

Лейб-медиком

Нужно вспомнить, что вы узнали о баснописце на этом уроке и ответить.

Верные ответы:

Военным

Министром юстиции




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!