Русский фольклор.
Традиции любого народа вырабатываются на протяжении многих веков. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности- это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Все представления людей о мире в далёкие столетия сводились к почитанию сил природы. Обрядовые действия, посредством которых человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. По мере того, как у человечества накапливался всё более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства - важнейший шаг в предыстории фольклора. Нам всем хорошо известно такое понятие как фольклор, известны произведения устного народного творчества. Но не все знают какое множество жанров содержит фольклор.
Фольклор - термин английского происхождения, впервые введённый в науку в 1846 году учёным Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", " народное знание". Фольклор - это словесное устное творчество, которому присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. М. Горький говорил: "...Начало искусства слова - в фольклоре". Вместе с тем фольклор имеет свои особенности: синкретизм (т.е. соединение, слияние ), традиционность, анонимность, вариативность и импровизация. Это сложное, синтетическое искусство, в произведениях которого соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Он тесно связан с народным бытом, обрядами и включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье.
Фольклорные произведения анонимны, т.к. их автор - народ. В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен. Творчество, созданное людьми в древнее время, в течение ряда веков сохранялось в народной памяти. И в отличие от памятников литературы оно не было закреплено на каком-либо вещественном материале, кроме устного слова, поэтому оно естественно не могло сохраниться в полной неизменности. Как показали научные исследования, каждый век, каждая эпоха подвергали старое произведение словесного искусства своей переработке. Текст передавался из уст в уста, изменяется и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В процессе развития общества и формирования русского государства возникли различные виды и формы устного словесного творчества, расширился жанровый репертуар фольклора.
Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый.
Обрядовый фольклор делится на несколько групп.
1. Календарный фольклор. Это праздники и обряды, ритуальные песни, песни-заклинания. Рассмотрим некоторые из них.
Колядки - это святочная обрядовая песня, исполняемая во время обряда колядования. Молодые парни и девушки во время святок ходили по избам, пели колядки с целью пожелания хозяевам добра, богатства, благополучия и с просьбой об угощении или вознаграждении.
Масленичные песни пели во время праздника масленицы, который делился на 3 части: встреча, разгул и прощание с масленицей. Масленицу обычно толковали как празднование победы весны над зимой.
Веснянки - обрядовые лирические песни заклинательного жанра, которые, как и колядки, исполняются коллективно. В дни первого весеннего праздника - встреча весны - в деревнях пекли из теста фигурки птиц и раздавали их девушкам или детям. Обряд " заклинания" весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Образы весны и птиц господствуют в этих песнях. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении.
2. Семейный фольклор включает в себя семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни и причитания.
Семейная обрядовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека - рождение ребёнка, создание семьи, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений: величальные песни, свадебные и похоронные причитания, колыбельные и т. д.
3. Окказиональный фольклор - это заговоры.
Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и употреблялся для достижения лечебных, любовных, хозяйственных или иных целей.
Необрядовый фольклор включает в себя несколько жанров.
1. Фольклорная драма или народная драма представлена обрядовыми и необрядовыми театральными игрищами, комедиями, кукольным театром Петрушки и вертепной драмой. Все эти жанры фольклорного театра предполагают ряженье, перевоплощения и надевание личин. Большинство театральных представлений и интермедий разыгрывалось на площади во время больших народных праздников, гуляний и ярмарок.
Вертепная драма получила своё название от вертепа - переносного кукольного театра, имеющего форму двухэтажного деревянного ящика, по архитектуре напоминающего сценическую площадку для представления средневековых мистерий.
Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались представления Петрушки. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. У него огромный нос, горб, выступающий подбородок. Одет в красную рубаху, брюки заправлены в лаковые сапоги и на голове остроконечный колпак. Иногда его наряжали на манер арлекина, в одежду из цветных лоскутиков. В России комедия о Петрушки не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения. Петрушка во всех своих поступках - выразитель протеста. Его неиссякаемая весёлость, разящее остроумие, сатирическая и социальная направленность текстов, острый язык сделали этого персонажа любимцем широких масс. Театр Петрушки долго оставался частью праздничных увеселений. Как массовое явление народной ярмарочной культуры он прекратил своё существование в начале 20 века.
2. Фольклорная поэзия. К этому жанру относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, частушка и детский фольклор.
Духовными стихами в Древней Руси назывались песни на религиозные сюжеты. Исполняли их бродячие певцы - калики перехожие - под аккомпанемент лиры. Народ уважал бродячих певцов и всегда с удовольствием их слушал, потому что они несли Слово Божие. Обидеть калику считалось большим грехом.
Потребность народа реагировать на исторические события, давать оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование жанров крупной формы: былин и исторических песен.
Исторические песни - это произведения, содержанием которых являются исторические события и эпизоды из жизни исторических лиц. Они группируются по векам, и уже внутри каждого периода выделяются песни, связанные с конкретными событиями: о Иване Грозном, эпохе Смуты, Степане Разине, Петре I, Отечественной войне 1812 года и т.д.
Былины - это русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Впервые термин " былина" был введён Иваном Сахаровым в сборнике "Песни русского народа" в 1839 году. Народное же название этих произведений - старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. Былины сформировались приблизительно к 11-12 векам. В них воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги. Наделённые чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже целого государства. Традиционно былины делятся на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым ( киевским) связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира. Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Ставр Годинович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве. В Древней Руси былины исполняли странствующие певцы. Пение сопровождалось игрой на гуслях. Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности.
Детский фольклор - это произведения, созданные детьми и взрослыми для детей. Детский фольклор особенно богат разнообразными жанрами. К ним относятся колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские заклички и считалки.
Пословицы, поговорки, скороговорки и загадки - это так же жанры устного народного творчества, в которых отпечаталась вся жизнь славянского народа, его семейный быт и уклад.
3. Фольклорная проза. Эта группа делится на сказочную и несказочную прозу. К сказочной относятся сказка ( волшебная, сказка о животных, бытовая сказка и кумулятивная). К несказочной - предание, легенда и суеверные рассказы.
Сказка - самый древний жанр фольклора. Это произведение, которое имеет установку на вымысел и всегда наполнены верой в победу добра. Сказки свободны в художественной выдумке, но, подобно былинам, тесно связаны с реальной жизнью. В сказках тоже воссоздаётся мир забот и интересов Руси. Сила сказки в особой связи вымысла с правдой. В сказках о животных с полнотой, не известной, может быть, никаким другим произведениям, выразился шутливый склад русских людей. Сказки о животных - это бытовая энциклопедия людских пороков и недостатков. "Шутка, задуманная со всей серьёзностью", - метко заметил немецкий философ Гегель. Сказочные истории вошли в пословицы и поговорки. Скажут: " Битый небитого везёт" - и сразу вспоминается сказка о лисе и волке; а слова " Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл" припомнят, когда надо высмеять беглеца. В течении многих веков сказки передавались из уст в уста. Как же люди запоминали столько сказок? Дело в том, что все волшебные сказки строятся традиционно одинаково: существует герой, который отправляется в путь, чтобы победить антигероя и освободить царевну или добыть искомый предмет. Персонажи - помощники оказывают герою помощь. Персонажи - дарители снабжают героя волшебными предметами. Кроме этого, во всех русских сказках прослеживается много общих мест, например сказки часто начинаются со слов " В некотором царстве, в некотором государстве..." или " Жили- были", а заканчиваются словами: " И стали они жить- поживать и добра наживать...". Многократно повторенные разными людьми сказки постоянно дорабатывались, создавались многочисленные варианты сказок с одним и тем же сюжетом.
Фольклор - это наша история, наше наследие, наши традиции, соединившие в себе различные виды искусства. Он стал средством накопления, сохранения и передачи народного опыта, духовных ценностей из поколения в поколение. Русский фольклор - душа русского искусства. Он вобрал в себя всю народную мудрость и знания, которые накапливались столетиями. Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны своей чистотой и непосредственностью. Возникает вопрос о судьбе народной словесности в ближайшем будущем. Думать, что с переходом России на широкий путь экономического, промышленного и культурного роста, народный фольклор очень быстро исчезнет, - не приходиться. Уж слишком велика сила традиции и слишком велики пространства России.